Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств)"
(подготовлен Минюстом России 09.01.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств) (далее - законопроект) разработан в целях минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств.
На сегодняшний день одним из способов легализации (отмывания) денежных средств является механизм, при котором зарубежные компании взыскивают в судебном порядке с резидентов Российской Федерации задолженность по фиктивному договору. Как правило, стороны обращаются в арбитражные либо третейские суды для урегулирования искусственно созданного спора. После вынесения судом решения в пользу зарубежных компаний исполнительный лист направляется в подразделение судебных приставов.
Таким образом, в подразделение Федеральной службы судебных приставов поступает исполнительный документ, выданный без нарушения действующего законодательства, на основании которого списываются денежные средства с банковского счета должника и затем переводятся на счет взыскателя, открытый в зарубежном банке.
В результате реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.
Распространение подобных ситуаций повышает риск вовлечения должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность перечисления денежных средств исключительно на счет взыскателя, открытый в банке или иной кредитной организации, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
При этом в целях защиты прав добросовестных взыскателей-физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, законопроект определяет виды исполнительных документов, на которые не распространяется указанное требование в части открытия счета взыскателя в банке или иной кредитной организации, действующих на территории Российской Федерации для дальнейшего перечисления на указанный счет денежных средств, взыскиваемых в рамках исполнительных производств. Среди них исполнительные документы: о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Кроме того, по результатам анализа находящихся на исполнении в территориальных органах ФССП России исполнительных производств выявлено, что более половины указанных исполнительных производств, сумма долга по которым не превышает трех миллионов, не содержат характерных признаков незаконного вывода денежных средств за рубеж. Чаще всего взыскателями по данной категории исполнительных производств - с суммой взыскания менее трех миллионов, являются компании правообладатели товарных знаков, патентов, права которых нарушены вследствие незаконного использования брендов. Взыскателей, зарегистрированных в офшорных территориях, среди них не выявлено. Таким образом, исходя из проведенного мониторинга исполнительных производств, следует сделать вывод о необходимости установления пороговой суммы, исключив из действия закона исполнительные документы, сумма взыскания по которым не превышает трех миллионов рублей.
Принятие законопроекта позволит снизить риски по перечислению денежных средств в пользу недобросовестных взыскателей с целью дальнейшего вывода за пределы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение показателей действующих государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами- исполнителями в рамках исполнительных производств)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств) признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.