Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России от 02.06.2017)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Дополнить пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 49, ст. 4554; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 10; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4435, 4443; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 15, ст. 1342; N 27, ст. 2711, 2715; N 30, ст. 3083, 3084; N 31, ст. 3220, 3222, 3231; N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 9, 30, 34, 38; N 24, ст. 2312; N 25, ст. 2428; N 27, ст. 2707, 2710, 2713, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, 3128, 3129, 3130; N 43, ст. 4350; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 3, ст. 280; N 10, ст. 1065; N 12, ст. 1233; N 23, ст. 2382; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627, 4628; N 50, ст. 5279, 5286; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 7, 20, 31, 39; N 13, ст. 1465; N 21, ст. 2461, 2462; N 22, ст. 2563, 2564; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416, 5417, 5432; N 46, ст. 5553, 5557; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3591, 3598, 3611, 3614, 3616; N 42, ст. 4697; N 48, ст. 5500, 5504, 5519; N 49, ст. 5723, 5749; N 52, ст. 6218, 6227, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 21, 22, 31; N 11, ст. 1265; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3598, 3625, 3639; N 30, ст. 3735, 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5711, 5726, 5731, 5732, 5733, 5737; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, 1746; N 19, ст. 2291; N 23, ст. 2797; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4186, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247, 6248, 6250; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492; N 23, ст. 3262, 3265; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4563, 4566, 4575, 4583, 4587, 4593, 4596, 4597, 4606; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6610, 6611; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7014, 7015, 7016, 7017, 7037, 7043, 7063; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1545; N 18, ст. 2128; N 19, ст. 2281; N 24, ст. 3066; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3587, 3588; N 31, ст. 4319, 4334; N 41, ст. 5526, 5527; N 49, ст. 6747, 6748, 6749, 6750, 6751; N 50, ст. 6966; N 53, ст. 7578, 7584, 7596, 7603, 7604, 7607, 7619; 2013, N 9, ст. 874; N 14, ст. 1647; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2866, 2889; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4031, 4046, 4047, 4048, 4049, 4081, 4084; N 40, ст. 5033, 5037, 5038, 5039; N 44, ст. 5640, 5645, 5646; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6335; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6981, 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1835, 1838; N 19, ст. 2313, 2314, 2321; N 23, ст. 2930, 2936, 2938; N 26, ст. 3373, 3393; N 30, ст. 4220, 4222, 4239, 4245; N 40, ст. 5315, 5316; N 43, ст. 5796; N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6661, 6663; 2015, N 1, ст. 5, 11, 13, 15, 16, 17, 18, 31, 32; N 10, ст. 1402; N 14, ст. 2023, 2024; N 18, ст. 2613, 2616; N 24, ст. 3373, 3377; N 27, ст. 3948, 3968, 3969; N 29, ст. 4340, 4358; N 41, ст. 5632; N 48, ст. 6684, 6685, 6686, 6687, 6688, 6689, 6691, 6692, 6693, 6694; 2016, N 1, ст. 6, 16, 18; N 7, ст. 913, 920; N 9, ст. 1169; N 11, ст. 1489; N 14, ст. 1902; N 15, ст. 2063, 2064; N 18, ст. 2504; N 22, ст. 3092, 3098; N 23, ст. 3298, 3302; N 26, ст. 3856, 3885; N 27, ст. 4158, 4175, 4176, 4177, 4178, 4179, 4180, 4181, 4182, 4184; N 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6848, 6849, 6851; N 52, ст. 7497; 2017, N 1, ст. 4, 5, 16; N 11, ст. 1534; N 15, ст. 2131, 2133; N 27, ст. 3942; N 30, ст. 4441, 4446, 4448, 4449; N 31, ст. 4802, 4803; N 40, ст. 5753; N 45, ст. 6577, 6578, 6579; N 49, ст. 7307, 7320, 7324) подпунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях освобождения от налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18% (далее - НДС) работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.
До принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществлялась как посредством размещения заказов (статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации), так и на условиях предоставления перевозчикам субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Как показывает практика, более 85% органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применяли последнюю из указанных форм организации регулярных перевозок.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Одновременно, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
На основании статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов. Предметом государственного (муниципального) контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Таким образом, исполнитель в рамках государственного (муниципального) контракта фактически оказывает услуги пассажирам по перевозке с применением тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и применением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке этими органами.
Учитывая изложенное, если по условиям государственного (муниципального) контракта исполнитель обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа, применять установленные уполномоченным государственным или муниципальным органом цены (тарифы) на услуги по перевозке пассажиров и багажа, предоставлять льготы по провозной плате категориям граждан, имеющим право на такие льготы в соответствии с законами и иными правовыми актами, то в этом случае выполняемые по государственному (муниципальному) контракту услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, перевозки пассажиров, осуществляемые на основании указанных государственных контрактов, не входят в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установленный пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная правовая коллизия приводит к необоснованному завышению ежемесячных бюджетных расходов в размере начисляемых и уплачиваемых исполнителями государственных контрактов сумм НДС, которые до принятия Федерального закона N 220-ФЗ не были предусмотрены и в настоящее время включаются в цену государственных контрактов.
В этой связи Минтрансом России письмом от 14 декабря 2016 г. N 03-03/21012-ИС направлены запросы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой высказать свою позицию о целесообразности внесения изменений в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения указанного пункта положениями, позволяющими освободить от обложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными государственными (муниципальными) контрактами, предусматривающими оказание таких услуг.
По состоянию на 10 марта 2017 г. в Минтранс России поступили позиции от 78 субъектов Российской Федерации, из которых 72 субъекта Российской Федерации поддержали указанную инициативу.
В целях однозначного толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в пункт 2 статьи 149
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.