Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)"
(подготовлен Минэкономразвития России 25.01.2018 г.)
В настоящее время в мире наблюдается значительный рост объемов сделок на краудфандинговых платформах. Краудфандинговая деятельность обладает рядом преимуществ, поскольку позволяет сократить транзакционные издержки, и имеет важное значение для привлечения инвестиций в реализацию различных социально-экономических и инновационных проектов субъектами малого и среднего предпринимательства.
В Российской Федерации в настоящее время отсутствует специальное регулирование краудфандинга, что затрудняет его развитие, так как не позволяет определить субъектов краудфандинга как участников гражданских правоотношений и экономических отношений с целью предоставления им соответствующих прав и обязанностей.
В связи с изложенным Правительством Российской Федерации совместно с Банком России и участниками рынка краудфандинга подготовлен проект федерального закона "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)" (далее - законопроект). Развитие краудфандинговой деятельности предусмотрено Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, а также планом мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
Законопроект предлагает наделить Банк России полномочиями по ведению реестра операторов инвестиционных платформ, осуществлению контроля за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований указанного законопроекта, а также по принятию нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции данным законопроектом.
Предлагаемое законопроектом регулирование краудфандинговой деятельности основывается на принципах добровольности (возможность осуществления участниками деятельности без выполнения законодательно установленных требований, но при этом без предоставления предусмотренных особых возможностей и льгот) и обеспечения баланса интересов субъектов краудфандинга, что предполагает добровольное согласие на включение в реестр операторов инвестиционных платформ. При этом использование слова "краудфандинг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании допускается только операторами инвестиционных платформ, сведения о которых включены в соответствующий реестр.
Законопроект следует в русле подходов к регулированию краудфандинга, выработанных опытом развитых стран, выражающихся прежде всего в том, что регулируются только те виды краудфандинга, которые связаны с получением инвестором финансового результата на вложенные инвестиции, и не регулируются виды, связанные с безвозмездной передачей средств (пожертвованием имущества).
Обобщение регуляторных подходов в области краудфандинга содержится в документах международной организации регуляторов на рынке ценных бумаг (ИОСКО): Рабочем документе "Краудфандинг: быстрорастущая индустрия" (Crowdfunding: An Infant Industry Growing Fast, 2014)*(1), а также документе, отражающем результаты опроса разных юрисдикций "Краудфандинг. Отчет по результатам опроса 2015 года"*(2).
На основе вышеуказанного обобщенного опыта с учетом его актуализации законопроект:
определяет регулируемую услугу (организация розничного финансирования (краудфандинга);
устанавливает требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам;
описывает процесс инвестирования посредством инвестиционной платформы, в том числе особенности инвестирования денежных средств в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы;
устанавливает требования к раскрытию и предоставлению информации.
Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к информационным ресурсам информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (инвестиционной платформы) для заключения с использованием этой системы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции (услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга). Такие услуги состоят в "соединении" спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами. Указанные услуги оказываются с использованием инвестиционной платформы, которая представляет собой информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также определено понятие "оператор инвестиционной платформы", под которым подразумевается лицо, осуществляющее деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга). При этом участниками краудфандинговой деятельности будут выступать оператор инвестиционной платформы, инвесторы инвестиционной платформы и лица, привлекающие инвестиции на инвестиционной платформе.
Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. При этом законопроектом деятельность оператора инвестиционной платформы по организации розничного финансирования (краудфандинга) не разрешается совмещать с деятельностью кредитной организации либо деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора.
Возможность осуществления деятельности оператора инвестиционной платформы действующими инвестиционными фирмами предусмотрена законодательством США, Италии и ряда других юрисдикций.
Также в законопроекте указано, что оператор инвестиционной платформы вправе оказывать услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга) при условии раскрытия правил инвестиционной платформы, содержание которых установлено законопроектом. При этом сами указанные услуги оказываются на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.
Результатом оказания услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга) является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, которая опосредуется заключением договора с использованием инвестиционной платформы и возникновением у лица, привлекающего инвестиции, соответствующих обязательств перед инвесторами.
Наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, (предоставление займа, приобретение ценных бумаг, приобретение доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или доли участника в складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства) законопроектом предлагается использовать такую новую, характерную для современного этапа развития отношений краудфандинга, форму, как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом допускается возможность использования смарт-контрактов. При этом определение "токенов" и "смарт-контракта" предполагается предусмотреть в отдельном федеральном законе, регулирующем отношения, связанные с цифровым (виртуальным) имуществом.
Законопроект предусматривает определенные требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) оператора инвестиционной платформы, который должен составлять не менее 5 млн. рублей.
Кроме того, законопроектом определены закрытый перечень способов инвестирования с использованием инвестиционной платформы (предоставление займов, приобретение ценных бумаг и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, партнерств, товариществ, приобретение токенов инвестиционных проектов). Также законопроектом предусмотрена возможность инвестирования в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы.
Ряд норм законопроекта устанавливает ограничительные механизмы в процессе инвестирования, направленные на защиту инвесторов.
Так, например, обязательным признаком предложения лица, привлекающего инвестиции, о заключении соответствующего договора об инвестировании, является указание минимального целевого объема привлекаемых денежных средств. В случае, если минимальный целевой объем привлеченных средств не собирается в течение срока действия предложения, то предусматривается отзыв предложения и возврат собранных средств инвесторам. К защитным мерам относится также установление так называемого "периода охлаждения" - срока, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства (пять рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции).
Как правило, в мировой практике устанавливаются ограничения на суммы инвестиций в один проект от одного инвестора, а также ограничения на общую сумму инвестиций в один инвестиционный проект. Данные суммы варьируются в разных юрисдикциях, в том числе применяются дифференцированные подходы к ограничением, например, в зависимости от годового дохода инвестора. Законопроектом предлагаются соответствующие ограничения, в частности, определив, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать одного миллиона четырехсот тысяч рублей (по аналогии с размером возмещения по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, установленным Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"), а общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать двух миллиардов рублей (по аналогии с предельными значениями дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, установленного для средних предприятий постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265).
В отношении денежных средств, аккумулируемых в процессе инвестирования посредством инвестиционной площадки, законопроект предусматривает их зачисление на номинальный банковский счет оператора инвестиционной площадки, на который не могут зачисляться его собственные денежные средства. Под несколько инвестиционных проектов оператору инвестиционной платформы может быть открыт один или несколько отдельных номинальных банковских счетов.
В части раскрытия информации законопроектом устанавливаются требования, призванные предоставить инвесторам и иным заинтересованным лицам доступ к сведениям как об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, так и по каждому инвестиционному проекту, в который привлекаются инвестиции посредством инвестиционной платформы. При этом указанная информация, раскрываемая на сайте оператора информационной платформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна быть ясной и доступной для понимания лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
В законопроекте установлены требования к оператору инвестиционной платформы, требования к инвестиционной платформе, требования к лицам, привлекающим инвестиции с использованием инвестиционной платформы, определена ответственность оператора инвестиционный платформы, порядок инвестирования с использованием инвестиционной платформы
В соответствии с предложенным принципом добровольности регулирования краудфандинга законопроект предоставляет определенные преференции для участников краудфаднинга, обеспечивающие его развитие, и только в отношении добросовестных участников краудфандинга, внесенных в реестр операторов инвестиционных платформ Банком России и действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим закрепление различных форм поддержки сектора краудфандинга корреспондирует с определенным минимумом требований к операторам инвестиционных платформ, получающим соответствующую поддержку.
Среди предлагаемых преференций в законопроекте в том числе определены:
возможность рекламы услуг, оказываемых оператором инвестиционной платформы (посредством внесения изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе");
права по получению информации и передачи информации в бюро кредитных историй (посредством внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях").,
Также предполагается разработка изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность операторам инвестиционных платформ выступать налоговым агентом в интересах инвесторов, работающих через инвестиционную платформу.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в отдельные федеральные законы с целью оптимизации условий деятельности инвестиционных платформ, в частности в:
1) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", указав на то, что он не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций посредством инвестиционных платформ в соответствии с законопроектом;
2) Федеральный закон от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах", расширив возможности использования формы хозяйственного партнерства в краудфандинговой деятельности, в том числе посредством увеличения максимального числа участников хозяйственного партнерства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) http://www.iosco.org/research/pdf/swp/Crowd-funding-An-Infant-I ndust ry- Growing-Fast.pdf
*(2) http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD520.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.