Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 года" (подготовлен Минтрудом России 30.01.2018) (не действует)

Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 года"
(подготовлен Минтрудом России 30.01.2018 г.)

 

Текст проекта

 

Досье на проект

 

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" внесены изменения в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", предусматривающие, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1072 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".

Пунктом 1 указанного постановления установлено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.

В связи с указанным подготовлен проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 г.".

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" исчисление величины прожиточного минимума за IV квартал 2017 г. произведено на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за октябрь, ноябрь и декабрь 2017 г.

Расчет величины прожиточного минимума осуществлен согласно Правилам исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56.

Проектом приказа предлагается установить величину прожиточного минимума за IV квартал 2017 г. на душу населения в размере 9786 рублей, для трудоспособного населения - 10573 рублей, пенсионеров - 8078 рублей, детей - 9603 рублей.

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2017 г. по сравнению с III кварталом 2017 г. уменьшилась на душу населения на 5,2%, для трудоспособного населения - на 5,3%, для пенсионеров - на 4,9%, для детей - на 5,7 процента.

По данным Росстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в IV квартале 2017 г. к предыдущему кварталу составил 100,2 процента.

Снижение величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим кварталом обусловлено уменьшением стоимости продуктов питания в составе величины прожиточного минимума (на душу населения на 3,4%). При этом ИПЦ на продукты питания, по данным Росстата, составил 99,5%.

Удешевление стоимости продуктов питания в потребительской корзине связано, прежде всего, со снижением средних потребительских цен на картофель и овощи, которые занимают значительную часть продуктового набора потребительской корзины. Так, в среднем за IV квартал 2017 г. по сравнению с предыдущим кварталом цена на капусту белокочанную свежую снизилась на 32,8%, лук репчатый - на 31,5%, морковь - на 28,7%, картофель - на 21,3%, свеклу столовую - на 18,2%.

Одновременно снизились цены на сахар-песок на 17,4%.

Несколько уменьшились цены на крупы, самое большое снижение произошло на крупу гречневую-ядрицу - на 10,3%.

Цены на молоко и молокопродукты незначительно повысились - от 0,9% на сыры сычужные твердые и мягкие до 1,4% на молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности и на масло сливочное.

Цены на мясопродукты практически не изменились (за исключением кур охлажденных и мороженых и свинины (кроме бескостного мяса), которые стали дешевле на 2% и 1% соответственно).

Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг, рассчитываемые исходя из стоимости и минимального набора продуктов питания, уменьшились на 6,7% и 7,4% соответственно.

На снижение величины прожиточного минимума в IV квартале 2017 г. повлияла динамика данной величины в предыдущих кварталах 2017 г. Так, во II квартале 2017 г. отмечался значительный рост величины прожиточного минимума по сравнению с I кварталом (на 4,2%), вызванный резким повышением средних потребительских цен на картофель и овощи (капуста свежая белокочанная подорожала в 2 раза, картофель - в 1,7 раза, лук репчатый - в 1,6 раза, морковь - 1,4 раза, свекла столовая - в 1,3 раза). В III квартале 2017 г. величина прожиточного минимума не изменилась (100% ко II кварталу 2017 г.), хотя обычно в III квартале наблюдается уменьшение данной величины из-за сезонного снижения цен на картофель и плодоовощную продукцию (в 2012 году на 3,4%, в 2014 году на 1,3%, в 2015 году на 3,4%, в 2016 году на 0,7%). По этой же причине отмечалось снижение величины прожиточного минимума и в IV квартале (в 2013 году на 1,4%, в 2015 году на 2,3%, в 2016 году на 2%).

В 2017 году сезонное снижение цен на указанную продукцию пришлось полностью на IV квартал, в результате чего и произошло существенное уменьшение величины прожиточного минимума за данный период.

В среднем за 2017 год величина прожиточного минимума по сравнению с 2016 годом выросла на 2,6%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.