Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 06.02.2018 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с целью признания обязательных к применению положений подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации утратившими силу в части их применения в отношении реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах Российской Федерации, налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Установленный порядок налогообложения НДС аэропортовых услуг нарушает общие принципы налогообложения НДС. Практика включения "входящего" НДС в себестоимость у одного субъекта производственной цепочки (аэропорта) с последующим отсутствием входящего НДС у следующего за ним хозяйствующего субъекта (авиакомпаний) приводит к тому, что суммарно по всей производственной цепочке налогооблагаемая база оказывается выше, чем собственно добавленная стоимость, создаваемая цепочкой. В результате этого возникает завышенная налогооблагаемая база по сравнению с реально возникающей добавленной стоимостью, что приводит к искажению отношений между поставщиками, аэропортами, авиакомпаниями и в конечном счете пассажирам. В итоге повышается себестоимость оказываемых аэропортами услуг на суммы невозмещаемого НДС, и, как следствие, приводит к негативному воздействию на экономику субъектов отрасли и сдерживает развитие авиаперевозок.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
В целях соблюдения бюджетных интересов, а также исключения сложностей в налоговом администрировании и противоречивой практики отнесения различных услуг аэропортов к облагаемым по ставке 0% при обслуживании международных рейсов Правительству Российской Федерации делегированы полномочия по определению перечня таких услуг аэропортов. Данная мера позволит обеспечить необходимую гибкость при корректировке перечня таких услуг в соответствии с изменяющимися тенденциями и политикой развития отрасли.
По итогам проведенной ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" при Минфине России (далее - НИФИ) научной работы установлено, что в случае реализации законопроекта расчетный бюджетный эффект в виде недополученных поступлений по НДС составит 29 045 192 тыс. рублей за период 2018-2021 годов. Вместе с этим в связи с возникающей экономией по уплате невозмещаемого НДС возникает увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. За период 2018-2021 годов дополнительные поступления по налогу на прибыль составят 5 809 038 тыс. рублей. В результате, совокупный объем недопоступления по НДС за период 2018-2021 годов для бюджетной системы Российской Федерации составит 23 236 154 тыс. рублей. Следует отметить, что текущая налоговая база по НДС (например, из расчета по данным на 2017 год) восстанавливается за период от 3 до 4-х лет за счет развития авиационной отрасли и увеличения объема оказанных услуг.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений приведет к возникновению дополнительных налоговых поступлений в результате увеличения пассажиропотока в размере 2 061 222 тыс. рублей и налоговых доходов от развития смежных отраслей в размере 35 378 399 тыс. рублей в период 2018-2021 годов.
Итоговый кумулятивный эффект (с учетом всех вероятных поступлений и уменьшений) для бюджетной системы Российской Федерации будет положительным и составит 14 203 689 тыс. рублей в период 2018-2021 годов.
Законопроектом предлагается предусмотреть утверждение перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, реализация которых подлежит налогообложению налом на добавленную стоимость по ставке 0%, по аналогии с перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293. Перечень включает обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.
Кроме того, детальное описание тарифов, сборов согласно представленному перечню, отражено в приказе Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.