Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(от 06.02.2018 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=73558.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 29 сентября по 12 октября 2017 г., а также текста проекта акта и сводного отчета в срок с 3 ноября по 24 ноября 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 правил проведения оценки регулирующего воздействия в срок с 18 декабря по 22 декабря 2017 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской деятельности, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Российского автотранспортного союза, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, Министерства транспорта и строительства Амурской области,ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", Министерства экономического развития Иркутской области, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, учтенные при подготовке настоящего заключения.
Проектом акта предусматривается внесение изменения в статью 37 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) в части закрепления для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (далее районы Крайнего Севера) исключений из общего правила об обеспечении возможности альтернативного проезда в отношении платных автомобильных дорог или платных участков автомобильных дорог.
Как указано разработчиком в пояснительных материалах, создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений районов Крайнего Севера не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства и эксплуатации ("северные издержки").
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта предлагается установить, что решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе в районах Крайнего Севера для проезда транспортных средств за исключением легковых автомобилей может быть принято без обустройства бесплатного альтернативного пути в случаях, если автомобильная дорога или участок автомобильной дороги расположены вне границ городских и сельских поселений.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в том числе в городских округах - одном или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным проработать вопрос включения в перечень условий, при которых возможно использование автомобильной дороги или ее участка на платной основе без обустройства бесплатного альтернативного пути, расположения такой дороги или участка также вне городских округов.
2. В соответствии с частью 4.1 и 4.2 Федерального закона N 257-ФЗ Правительством Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. N 47 "О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение)" утверждены методика расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования, а также максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования и предельное значение максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования (для автомобильных дорог, созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений).
Проект акта предусматривает освобождение легковых транспортных средств от платы за движение по платным автомобильным дорогам или их участкам, которые не имеют альтернативного проезда в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем ни проект акта, ни пояснительные материалы к нему не предусматривают изменения методики расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, а также пересмотра максимального размера и предельного значения максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам и их участкам для платных автомобильных дорог (их участков), находящихся в районах Крайнего Севера и не имеющих альтернативного проезда.
Учитывая, что размер платы за проезд по платной автомобильной дороге либо участку платной автомобильной дороги устанавливается владельцем автомобильной дороги или концессионером, который в предлагаемых проектом акта случаях фактически будет являться естественным монополистом, а транспортный поток в отдаленных и труднодоступных районах Крайнего Севера может быть небольшим, существует риск установления максимально разрешенного размера платы за проезд по платным дорогам, который в свою очередь может быть излишне высоким для пользователей указанных дорог или участков в районах Крайнего Севера.
Следует отметить, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, подлежат государственному регулированию. В этой связи введение безальтернативных платных автомобильных дорог может привести к увеличению затрат поставщиков товаров и услуг в районах Крайнего Севера без возможности увеличения конечной цены товара.
При этом перевозка части товаров и грузов в районы Крайнего Севера в настоящее время субсидируется государством*(1). Таким образом, одним из возможных последствий введения предлагаемого регулирования может стать необходимость увеличения субсидий на завоз продукции в районы Крайнего Севера.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным проработать вопрос утверждения отдельной методики формирования размера платы за проезд по платным дорогам или их участкам, не имеющим альтернативного пути, в районах Крайнего Севера и отдельных предельных значений размера платы на таких дорогах.
3. Несмотря не затратность строительства автомобильных дорог в районах Крайнего Севера, обеспечение транспортной доступности населенных пунктов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока является одной из целей Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
Учитывая изложенное, строительство автомобильной дороги общего пользования, обеспечивающей бесплатный проезд транспортных средств, может быть предусмотрена в планах развития территорий, входящих в районы Крайнего Севера.
Таким образом, полагаем целесообразным предусмотреть, что предлагаемые проектом акта исключения могут применяться в случаях, когда в программе развития территорий отсутствует план строительства автомобильной дороги, обеспечивающей бесплатный проезд транспортных средств.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Например, постановление Правительства Сахалинской области от 15 марта 2017 г. N 118 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов (продукции)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.