Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта подготовлен на основе анализа действующих в Российской Федерации разрешительных режимов, устанавливает общие принципы организации и осуществления разрешительной деятельности, порядок использования информационно-коммуникационных технологий в сфере разрешительной деятельности, гарантии прав соискателей и обладателей разрешений.
Положения проекта акта направлены на комплексное решение проблемы систематизации разрешительных режимов в Российской Федерации.
Проект акта устанавливает основные формы разрешительной деятельности (аккредитация, лицензирование, государственная сертификация, государственная аттестация, государственная регистрация и т.д.). Предусмотрено введение иных форм разрешительной деятельности только при условии проведения оценки социально-экономических последствий для граждан и организаций проектов нормативных правовых актов, направленных на введение формы разрешительной деятельности.
Кроме того, проект акта предусматривает регламентацию вопросов приостановления действия, аннулирования разрешения по решению органа исполнительной власти, выдавшего такое разрешение.
Проект акта разработан в целях снижения избыточного административного давления на граждан и хозяйствующих субъектов, формирования благоприятного инвестиционного климата и стимулирования экономического роста в Российской Федерации, минимизации ущерба охраняемым ценностям в соответствующих сферах деятельности и доведения его до минимально приемлемого уровня, повышения уровня соблюдения законодательства Российской Федерации, повышения эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления на осуществление разрешительной деятельности.
Проект акта содержит положения, регламентирующие уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Проектируемые уведомления, как и разрешения, связаны с началом осуществления субъектом определенной деятельности. В перспективе к отдельным видам разрешительной деятельности может быть применен уведомительный порядок.
Проектом акта предусмотрен ряд принципов организации и осуществления разрешительной деятельности.
Значимым элементом проекта акта, связанным с проводимым реформированием в рамках цифровой экономики, является переход к юридической значимости сведений, содержащихся в реестрах, что позволит отказаться от необходимости представлять бумажные копии разрешительных документов (органы контроля не вправе будут требовать оригиналы разрешительных документов).
Принципиально новой для российского законодательства является система гарантий в сфере разрешительной деятельности. В частности, предусматривается, что новые разрешительные требования вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта,а применительно к ранее предоставленным разрешениям могут применяться не раньше чем через шесть месяцев со дня их официального опубликования. Закрепляется, что действия, совершаемые обладателями разрешений, возможные в соответствии с актами государственных органов, органов местного самоуправления, содержащими разъяснения нормативных правовых актов о разрешительной деятельности и обладающими нормативными свойствами, не могут квалифицироваться как нарушающие установленные соответствующими нормативными актами правила поведения.
В целях упорядочивания положений в части взимания платы в рамках разрешительной деятельности предусмотрено, что государственная пошлина, оплата услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, иная плата в рамках разрешительной процедуры взимается исключительно в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случае пропуска срока принятия разрешительным органом решения в рамках разрешительной процедуры, запрашиваемого соискателем разрешения, обладателем разрешения, решение считается принятым в соответствии с запросом соискателя разрешения, обладателя разрешения.
Существенными являются положения о приоритете перед иными федеральными законами глав 1, 2, 3 и 7 проекта акта, регламентирующих общие вопросы осуществления разрешительной деятельности, а также о применении глав 4, 5 проекта акта, формулирующих процедурные вопросы, в случае отсутствия иного регулирования в специальных федеральных законах.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/10-17/00074031).
Разработчиком проведены публичные обсуждение проекта акта и сводного отчета в срок с 12 октября по 9 ноября 2017 г.
Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений, в которой указаны сведения об их учете либо причинах отклонения.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.