Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н" (далее - проект акта, приказ N 33н), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в период с 29 ноября 2017 по 22 декабря 2017 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/11-17/00075073).
Согласно сводному отчету проект акта был разработан в целях устранения избыточных требований при оформлении материалов отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и улучшения порядка сбора и анализа статистических данных при осуществлении мониторинга проведения специальной оценки условий труда, а также реализации результатов практики мониторинга применения законодательства о специальной оценке условий труда.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности (справка прилагается).
В ходе проведения публичных консультаций были получены замечания и предложения от ПАО АНК "Башнефть", ФГУП "ВГСЧ", Российского союза промышленников и предпринимателей, АО "Антипинский НПЗ", ПАО "Северсталь", ПАО "Газпром", ПАО НК "Ронефть", Российского автотранспортного союза, ОАО "ТАИФ-НК", ООО "СИБУР" (справка прилагается).
ПАО "Южный Кузбасс", ПАО "Фортум", Сургутнефтегаз, ФКП "КГ КПЗ", ООО "Афипский НПЗ", АО "ННК-Хабаровский НПЗ", АО "Зарубежнефть", Акционерное общество "Уральская Сталь", ПАО "Газпром нефть", МУП "Подольский троллейбус", ПАО "Россети", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "РусГидро", Союз недропользователей", ПАО "Фортум" сообщили об отсутствии замечаний и предложений в отношении проекта акта.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Согласно проектируемым изменениям на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих работы по обслуживанию и ремонту канализационных сооружений, производственного оборудования и сетей, предлагается оценивать патогенные микроорганизмы - возбудители особо опасных инфекционных заболеваний, возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека, возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы, а также условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций).
Необходимо отметить, что проектируемая оценка вышеуказанных биологических факторов может привести к увеличению класса вредности для данной категории работников и, как следствие, к увеличению затрат работодателя.
Вместе с тем разработчиком не предоставлена информация, на основании которой была установлена необходимость внесения указанного изменения, в частности, не представлена информация о наличии заболеваний, вызванных патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, работников, связанных с обслуживанием канализации, статистика таких заболеваний.
Полагаем необходимым разработчику в случае определения норм, которые могут привести к увеличению затрат хозяйствующих субъектов, предоставлять достаточные обоснования вводимым нормам.
2. Обращаем внимание на целесообразность установления достаточного переходного периода для возможности адаптации субъектов предпринимательской и иной деятельности к новым условиям.
3. Кроме того, обращаем внимание на ряд проектируемых положений, препятствующих достижению целей, заявленных в сводном отчете.
3.1. Согласно проектируемым изменениям в абзац 9 пункта 4 Методики проведения специальной оценки условий труда выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем "представленных представителем выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, а при отсутствии представительного органа непосредственно самими работниками, предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)".
Необходимо отметить, что в случае, если в организации создана первичная профсоюзная организация, но работник не является ее членом, такой работник будет лишен возможности инициировать собственное предложение об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на своем рабочем месте.
Пунктом 2 части 2 статьи 4 и пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) установлено право работника обращаться напрямую к работодателю (без посредников) с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и, соответственно, обязанность работодателя предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона N 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).
На основании изложенного проектируемые изменения в пункт 4 Методики проведения специальной оценки условий труда являются избыточными и противоречащими нормам Закона N 426-ФЗ, в связи с чем подлежат исключению.
3.2. Согласно положениям приказа N 33н информация о страховом номере индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) работников указывается в карте специальной оценки условий труда в обезличенном виде.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам
и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями проекта акта предлагается внести изменения, согласно которым СНИЛС работника будет указано рядом с его фамилией, в результате чего информация о СНИЛС работника станет не обезличенной. Как следствие работники, знакомящиеся с картой специальной оценки условий труда и являющиеся фактически третьими лицами, будут иметь доступ к информации о СНИЛС других работников.
На основании изложенного может быть сделан вывод, что проектируемое регулирование нарушает требование о конфиденциальности персональных данных, установленное Законом N 152-ФЗ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Справка о результатах проведения публичных консультаций
с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности на проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проекту совместного приказа Минздрава России и Минтруда России "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры" (далее - проект акта).
Полагаем необходимым обратить внимание разработчика на поступившие в рамках указанных консультаций замечания и предложения.
1. ОАО "Сургутнефтегаз" отметило, что "проект акта не содержит положений, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, а также положений, вводящих избыточные, необоснованные ограничения или обязанности для предпринимателей, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем предлагается в подпункте 25 пункта 1 проекта акта в дополненной таблице приложения N 21 предусмотреть к каким классам (подклассам) условий труда (1, 2, 3.1, 3.2) относятся значения дополняемых показателей напряженности трудового процесса при сенсорных нагрузках и монотонности нагрузок."
2. ООО "Афипский НПЗ" обращает внимание.
"Указанная разработчиком проблема актуальна, некоторые предлагаемые решения частично способствуют улучшению проведения процедуры специальной оценки условий труда и оформления ее результатов. Например, решение об исключении графы 7 из строки 040 "Проведение медицинских осмотров" и дополнении карты СОУТ строкой 041. "Необходимость проведения медицинских осмотров работников по результатам СОУТ" упрощает саму процедуру организации медицинских осмотров, исключением данного фактора из раздела гарантий и компенсаций. Упрощается схема заполнения карты СОУТ для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми, а также схема занесения данных по СНИЛС работников - для классов 1,2 - не требуется.
Одновременно с этим обращаем внимание, что переходный период должен быть не менее одного года, поскольку многие организации, руководствуясь п. 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ, гласящим, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, проводят СОУТ на рабочих местах, где была ранее проведена АРМ. Первый цикл проведения СОУТ завершится 31.12.2018 г., только после этого станет возможным проведение анализа улучшения условий труда в сравнении с предыдущей СОУТ, оформление сводных ведомостей в том виде, в котором предлагает документ, предложенный к рассмотрению".
3. ПАО АНК "Башнефть" обращает внимание.
"1) Пункт 8 Методики проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика) в редакции пп.5 п.1 проекта акта, сноска к строке 030 Формы карты СОУТ (раздел III Приложения 3 к Методике) в редакции пп.1 "ж" п.3 проекта акта, а также пп.9 п.5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ (Приложение 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N33н) в редакции пп.2 "ж" п.4 проекта акта противоречат ч.4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N426-ФЗ).
В соответствии с новой редакцией п.8 Методики в случае если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, комиссией принимается решение о не проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов и о признании условий труда на данном рабочем месте оптимальными. В случае если на рабочем месте потенциально вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, пп.1 "ж" п.3 и пп.2 "ж" п.4 Проекта НПА предусматривают необходимость включения записи в строке 030 карты СОУТ о признании условий труда оптимальными в соответствии с заключением эксперта организации.
Согласно ч.4 ст.10 Закона N 426-ФЗ если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся, однако условия труда на данном рабочем месте должны быть признаны комиссией допустимыми.
В связи с изложенным, считаем необходимым в указанных пунктах проекта акта слово "оптимальными" заменить на слово "допустимыми".
2) Согласно абз.9 п.4 Методики в новой редакции (пп. 3 "а" п.1 проекта акта) выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется, в том числе, на основании предоставляемых работодателем предложений работников, представленных представителем выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, а при отсутствии представительного органа непосредственно самим работником.
Из новой редакции абз.9 п.4 Методики следует, что работник организации лишен возможности инициировать собственное предложение об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на своем рабочем месте, в ситуации, когда в организации создана первичная профсоюзная организация, но работник не является ее членом.
Согласно ст.30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах. ТК РФ не предусматривает случаев такого представительства при формировании предложений работников об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах.
Таким образом, формулировка проекта акта не учитывает ситуацию, когда первичная профсоюзная организация может быть создана у работодателя, однако работник, желающий выступить с предложением об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, не является ее членом.
Кроме того, данная формулировка не соответствует п.2 ч.2 ст.4, п.2 ч.1 ст.5 Закона N 426-ФЗ, которые предусматривают право работников и соответствующую обязанность работодателя обращаться напрямую к работодателю (без посредников) с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
В связи с изложенным, предлагаем в пп. 3 "а" п.1 проекта акта удалить слова "а при отсутствии представительного органа" с тем, чтобы формулировка не исключала возможность предоставления работодателем предложений работников, адресованных непосредственно работодателю (независимо от наличия или отсутствия первичной профсоюзной организации).
3) Пп. 6 и 7 п.1 проекта акта не корректно ссылаются на абзацы 2 и 4 п.8 действующей Методики. В действующей редакции Методики абзац 4 в пункте 8 отсутствует (в пункте 8 только два абзаца). В соответствии с пп.5 п.1 проекта акта пункт 8 Методики изложен полностью в новой редакции, в которой и должны быть отражены сноски.
3) В пп. 8 п.1 проекта акта не корректно произведена замена номера пункта 9 на пункт 10 Методики, поскольку новые пункты в Методику не вводились. В случае замены номера пункт 9 в Методике будет отсутствовать.
4) В соответствии с абз.1 п.8 Методики в редакции п.5 проекта акта: "На основании заключения эксперта, указанного в пункте 7 настоящей Методики, комиссия принимает протокольное решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов".
Согласно новой редакции п.7 Методики первое предложение звучит как: "По результатам идентификации экспертом оформляется заключение". Во втором предложении п.7 Методики содержится указание на заключение, в котором экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте опасных и (или) вредных производственных факторов.
Согласно абз.3 п.8 Методики в новой редакции при отсутствии на рабочем месте опасных и (или) вредных производственных факторов комиссия принимает решение о не проведении исследований (испытаний).
Таким образом, формулировка абз.1 п.8 Методики отсылает только к первому предложению п.7 Методики, однако это не следует из редакции пункта. Предлагаемая формулировка допускает право членов комиссии свободно оценивать выводы эксперта и, несмотря на его заключение об отсутствии опасных и (или) вредных производственных факторов, принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
С учетом изложенного, считаем необходимым изменить неудачную формулировку п.5 проекта акта, удалив из абз.1 п.8 Методики слова "указанного в пункте 7 настоящей Методики"."
4. ФГУП "ВГСЧ" отмечает, что "медицинские осмотры не относятся к гарантиям и компенсациям, основанием для проведения медицинских осмотров должны являться исключительно результаты СОУТ, при установлении на рабочем месте вредных или опасных условий труда. В этом случае строка 040 (п.7) будет однозначно соответствовать ТК ст.209 и 213, а также Закону N 426 о СОУТ, т.к. только вредные и опасные условия труда могут нанести вред здоровью, Закону N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому без превышения гигиенических нормативов фактор производства или трудового процесса не способен нанести вред здоровью и поэтому вредным не является. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н (приложение 2) не должен являться предметом предлагаемого нормативного регулирования, тем более, что 26 января 2016 года Министерством юстиции было вынесено предписание об его отмене."
5. Российский союз промышленников и предпринимателей отмечает.
"Согласно действующей редакции приказа N 33н, информация о СНИЛС работников доступна для работников, работающих на данном рабочем месте, в строке 021 в относительно обезличенном виде - без привязки к Ф.И.О. конкретного работника (хотя и данном случае, если, например, на рабочем месте работают всего два работника, они фактически будут знать СНИЛС друг друга).
В предлагаемом проекте акта СНИЛС предлагается указывать рядом с фамилией работника. В результате работники, знакомящиеся с картой СОУТ следующими по счету, будут иметь не обезличенный доступ к информации о СНИЛС работников, уже ознакомленных со своей картой СОУТ, не являясь операторами в терминах Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и не имея соответствующего согласия от субъекта персональных данных, то есть фактически являясь в данном отношении третьими лицами.
Как представляется, это нарушает целый ряд принципов обработки персональных данных (статья 5 указанного Федерального закона), а также требование о конфиденциальности персональных данных (статья 7 указанного Федерального закона).
Проектом НПА вводятся следующие дополнительные критерии оценки напряженности трудового процесса (пункт 25 части 1 проекта акта): длительность сосредоточенного наблюдения (в % времени рабочего дня (смены), нагрузка на слуховой анализатор (критерий - разборчивость слов и сигналов и наличие помех), время активного наблюдения за ходом производственного процесса, продолжительность единичной операции (в секундах). Все перечисленные критерии являются крайне субъективными и могут трактоваться по-разному в зависимости от желаемых целей оценки. Что считать "сосредоточенным наблюдением". Сколько процентов слов различимо - 90 или 70. Как оценивать расстояние различимости речи для телефонов и аудиогарнитур. Что считать "активным" наблюдением за ходом производственного процесса? Как разбить технологическую операцию на "единичные операции"? На данные вопросы чаще всего нельзя получить однозначные ответы, что приводит к субъективизму оценок и повышает коррупциогенность процедуры СОУТ.
Предлагается исключить из проекта НПА спорные изменения, а именно: ужесточение требований по напряженности трудового процесса (добавление 4 дополнительных критериев оценки сенсорных и монотонных нагрузок), установление вредных условий труда 1 степени по биологическому фактору у работников, связанных с обслуживанием канализации, введение в материалы СОУТ сведений о результатах предыдущей оценки условий труда."
6. Акционерное общество "Антипинский НПЗ" отмечает.
"В части введения в материалы СОУТ сведений о результатах предыдущей оценки условий труда: в ситуации, когда выбор подрядной организации осуществляется посредством тендерных процедур, которая характерна значительной вероятностью смены подрядной организации при проведении новой СОУТ на следующий пятилетний период, отнесение к оцениваемому рабочему месту соответствующей ему карты СОУТ предыдущего пятилетнего периода связано со значительными трудозатратами и возможными ошибками, что в итоге приведет к удорожанию работ по СОУТ (по нашим оценкам, стоимость работ может возрасти на 5-10 %).
Проектом предлагается указывать СНИЛС напротив ФИО. В связи с чем карты СОУТ подпадут под действие закона о защите персональных данных, а это в свою очередь значительно осложнит работу с ними.
В части - по результатам идентификации экспертом оформляется заключение. При несовпадении наименований, имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов." Необходимо разработать унифицированную форму такого заключения, так как это - один из важнейших документов, завершающий исключительной важности этап специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), от которого, по сути, зависят объем предстоящих исследовательских инструментальных работ, цена и стоимость всей СОУТ в организации.
В части замены слов "предложений работников" заменить словами "представленных представителем выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников предложений работников" - Считаем целесообразным вместо слов "заменить словами" добавить "дополнить словами и/или". Всё чаще в организациях не создаются ни первичные профсоюзные объединения, ни представительные органы, и в этом случае мнение работника будет проигнорировано."
7. ПАО "Россети" поддержало принятие проекта акта, отметив необходимость установления переходного периода не менее трех месяцев.
8. ПАО "Северсталь" отмечает следующее.
"Добавились показатели для оценки напряженности трудового процесса, что может увеличить класс вредности для операторов технологического (производственного) оборудования. Добавилась оценка биологического фактора (патогенные микроорганизмы) для работников, обслуживающих канализационные сети (без проведения измерений), что приведет к классу вредности 3.1 по данному фактору и возможному увеличению общего класса вредности условий труда."
9. ПАО "Газпром" сообщает следующее.
"Проектом акта предусмотрено, что при ознакомлении работников с результатами специальной оценки условий труда после слов "ФИО работника" дополнять словом "СНИЛС". Внесение "СНИЛС" работника в карту СОУТ после получения отчета от аттестующей организации у работодателя возникает необоснованная обязанность организовывать работу с картами СОУТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, частности Федеральный закон от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно действующим документам в области СОУТ в настоящее время решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований производственных факторов принимается комиссией путем утверждения (подписания) соответствующего заключения эксперта. Если потенциально вредные факторы на рабочем месте были идентифицированы, проводятся измерения и оформляется карта СОУТ, подписываемая комиссией, если нет - работодатель оформляет декларацию. Проектом акта предусмотрено (дополнительно к вышеуказанным заключению и декларации) оформлять протокол о проведении или не проведении измерений, а для тех рабочих мест, на которых измерения не проводились, - карты СОУТ. Данные дополнительные документы являются избыточными, увеличивающими трудозатраты.
В форме отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приложением N 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н в разделе III исключается строка 021, касающаяся указания СНИЛС работников, но ст. 18 п.2. пп в) Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда" обязывает организацию, проводящую специальную оценку условий труда, вносить в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета работника.
В случае введения указанного изменения, в соответствии с пунктом 4. ст.18. у работодателя возникает право самостоятельно передавать имеющиеся у него сведения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Отсутствует однозначное понимание этого положения Методики, в части рекомендации или обязательного требования.
В подпункте "м" подпункта 1 пункта 3, подпунктах "е", "ж", "з", "и" пункта4если на рабочем месте потенциальной вредные (опасные) производственные факторы не идентифицированы строки 022, 030, 040- 050 "не заполняются и в карте СОУТ не указываются".
Строки должны оставаться в карте незаполненными или могут быть удалены из карты совсем?
В абзаце 4 подпункта 3 пункта 4 "При отсутствии результатов ранее проведенной оценки условий труда указанная графа не заполняется".
Не заполняется при отсутствии результатов хотя бы на одном рабочем месте?
В подпункте 3 пункта 4 подсчет общей суммы разностей количества рабочих мест в указанных графах может не отражать реальной картины улучшения условий труда, особенно при наличии рабочих мест, на которых отсутствуют результаты ранее проведенной оценки условий труда. При подсчете по данной методике возможно получение нулевых значений при фактическом наличии рабочих мест, на которых улучшены условия труда.".
10. ПАО НК "Роснефть" сообщает.
"В соответствии с новой редакцией п. 8 Методики в случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, комиссией принимается решение о не проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов и о признании условий труда на данном рабочем месте оптимальными. В случае, если на рабочем месте потенциально вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, пп. 1 "ж" п. 3 и пп. 2 "ж" п. 4 Проекта акта предусматривают необходимость включения записи в строке 030 карты СОУТ о признании условий труда оптимальными в соответствии с заключением эксперта организации.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся, однако условия труда на данном рабочем месте должны быть признаны комиссией допустимыми.
Таким образом, пункт 8 Методики проведения специальной оценки условий труда в редакции пп. 5 п. 1 Проекта, сноска к строке 030 Формы карты СОУТ (раздел III Приложения 3 к Методике) в редакции пп.1 "ж" п. 3 Проекта, а также пп.9 п.5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ (Приложение 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N33н) в редакции пп. 2 "ж" п. 4 Проекта противоречат ч. 4 ст.10 Закона N 426-ФЗ.
1) Пп. 6 и 7 п. 1 Проекта акта не корректно ссылаются на абзацы 2 и 4 п. 8 действующей Методики. В действующей редакции Методики абзац 4 в пункте 8 отсутствует (в пункте 8 только два абзаца). В соответствии с пп. 5 п. 1 Проекта акта пункт 8 Методики изложен полностью в новой редакции, в которой и должны быть отражены сноски.
2) В пп. 8 п. 1 Проекта акта не корректно произведена замена номера пункта 9 на пункт 10 Методики, поскольку новые пункты в Методику не вводились. В случае замены номера пункт 9 в Методике будет отсутствовать.
3) В соответствии с абз. 1 п. 8 Методики в редакции п. 5 Проекта: "На основании заключения эксперта, указанного в пункте 7 настоящей Методики, комиссия принимает протокольное решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.".
Согласно новой редакции п. 7 Методики: "По результатам идентификации экспертом оформляется заключение. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов."
Согласно абз. 3 п. 8 Методики в новой редакции при отсутствии на рабочем месте опасных и (или) вредных производственных факторов комиссия принимает решение о не проведении исследований (испытаний).
При этом формулировка абз. 1 п. 8 отсылает только к первому предложению п. 7 Методики. Предлагаемая формулировка допускает право членов комиссии свободно оценивать выводы эксперта и, несмотря на его заключение об отсутствии опасных и (или) вредных производственных факторов, принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
С учетом изложенного, считаем необходимым исключить из абз. 1 п. 8 "указанного в пункте 7 настоящей Методики".
В связи с изложенным, считаем необходимым пункт 8 Методики изложить в следующей редакции:
"8. На основании заключения эксперта комиссия принимает протокольное решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают протокольное решение комиссии с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее - отчет).
В случае если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, комиссией принимается протокольное решение о не проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов и о признании условий труда на данном рабочем месте допустимыми (согласно ч.4 ст.10 Закона N426-ФЗ).
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, а также рабочих мест, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в пункте 11 настоящей Методики, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в установленном порядке."."
11. По мнению Российского автотранспортного союза "целесообразно повторно обратить внимание на методику проведения специальной оценки условий труда водительского состава, задействованного для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам внутри муниципального образования в связи с пересмотром их класса вредности из класса 3.2 в класс 3.1."
12. ООО "СИБУР" предлагает следующее.
"Пункт 9 считать пунктом 10, после слов "формируется комиссией" дополнить словами "на основании заключения эксперта"
Предлагаем: конкретизировать фразу "Дополнить "на основании заключения эксперта по результатам идентификации";
во втором предложении абзаца второго пункта 13 слова "по представлению эксперта" заменить словами "на основании заключения эксперта";
Предлагаем: конкретизировать фразу "Дополнить "на основании заключения эксперта по результатам идентификации";
сноску 8 дополнить абзацем 6 следующего содержания:
Предлагаем: Следует конкретизировать: "производственного оборудования и сетей, связанных с канализационными сетями" "рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих работы по обслуживанию и ремонту канализационных сооружений, производственного оборудования и сетей"
Строка 041 заполняется при установлении итогового вредного и (или) опасного класса условий труда в строке 030 Карты с указанием необходимости прохождения медицинских осмотров ("да" или "нет") и выходных данных соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты;
Следует оставить возможность заполнения стр. 041 в разделе прохождение медицинских осмотров с оптимальными и допустимыми условиями труда по 2 приложению Приказа 302н. При этом необходимо конкретизировать наличие/отсутствие медицинских осмотров при работе с ПЭВМ.".
13. ОАО "ТАИФ-НК" сообщает следующее.
"Принятие данного нормативного акта позволит решить проблему не в полном объеме.
При оценке условий труда на рабочем месте для идентификации опасных и вредных производственных факторов, без инструментальных замеров, экспертом могут быть допущены ошибки, что приведет к повторной оценке условий труда.
Не разработана методика по обеспеченности и оценке применения (эффективности) используемых средств индивидуальной защиты (п.1 ст.3; п.3 ст.7; срока 5 п.1 ст. 15; срока 5 п.1 ст. 17 426-ФЗ от 28.12.2013)
Не указано как поступить с результатами (отчетами) СОУТ по прошедшим оценку рабочим местам. Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда следует оставить в действующей редакции, для мониторинга могут быть представлены сводные ведомости по предыдущим результатам оценки условий труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.