Доработанный текст проекта Приказа МЧС России "Об утверждении Положения о системе оперативного информирования населения"
(подготовлен МЧС России от 15.01.2018)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от __________ N____
Положение
об оперативном информировании населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об оперативном информировании населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1), от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(2), Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"*(3), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*(4) .
2. Положение определяет цели, задачи и порядок организации оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях.
3. Оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях (далее - оперативное информирование населения) - это целенаправленное и своевременное доведение до населения через системы оповещения и информирования населения, создаваемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, мерах по обеспечению безопасности населения, мерах по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению, предусмотренную законодательством Российской Федерации, приемах и способах защиты населения, порядке действий населения в зоне чрезвычайной ситуации, отселении из пострадавших населенных пунктов, правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайной ситуации, пожара или иного бедствия документов.
II. Цели, задачи и требования к оперативному информированию населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях
4. Оперативное информирование населения проводиться в целях решения следующих задач:
своевременное доведение достоверной и согласованной оперативной информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, и мерах по обеспечению безопасности населения;
предоставление информации о мероприятиях по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
доведение приемов и способов защиты населения, порядке их действий в зоне чрезвычайной ситуации, отселении из пострадавших населенных пунктов;
разъяснение прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, порядка восстановления утраченных в результате чрезвычайной ситуации, пожара или иного бедствия документов.
5. Требования к оперативному информированию населения:
доведение до населения информации с использованием систем оповещения и информирования населения, создаваемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, и современных средств информирования, обеспечивающих максимальный охват населения в минимальные сроки;
обеспечение возможности оперативного доступа к техническим средствам информирования населения с целью оперативного доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях;
обеспечение полноты, достоверности, актуальности, целостности и оперативности доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях.
III. Порядок организации оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях
6. Оперативное информирование населения осуществляется при введении режима функционирования повышенной готовности или режима функционирования чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в целях немедленного принятия мер по доведению до населения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, ее возможных последствиях, способах защиты, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и реализации прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших.
7. Оперативное информирование населения осуществляется следующими способами:
доведением информации с использованием Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и иных имеющихся систем оповещения и информирования населения;
публикацией информации в средствах массовой информации, в том числе с использованием теле и радиоканалов и интернет изданий;
размещением сообщений на интернет-ресурсах, в том числе официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на сайтах Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации, Регионального портала государственных и муниципальных услуг и многофункциональных центров;
предоставлением гражданам по запросу информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, мероприятиях, выполняемых по защите и первоочередному жизнеобеспечению населения, порядке осуществления предусмотренных законодательством выплат и пособий, а также о порядке восстановления утраченных документов;
использованием специальных технических средств информирования населения организаций, эксплуатирующих объекты с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры, в том числе терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
использованием операторов связи;
открытием телефонных линий по приему сообщений от граждан и оказания помощи пострадавшему населению;
проведением подворовых и поквартирных обходов;
другими способами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
8. Федеральные органы исполнительной власти в целях оперативного информирования населения выполняют следующие мероприятия:
организуют работу по оперативному информированию населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации;
определяют порядок осуществления оперативного информирования населения подведомственными организациями и иными организациями, входящими в состав порученной им отрасли экономики;
доводят до населения информацию о деятельности подчиненных подразделений, органов управления и сил о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполняемых мероприятиях по защите населения, об оказании первоочередного жизнеобеспечения и социальной помощи пострадавшим;
доводят до населения в пределах своей компетенции информацию о реализации гражданами своих прав в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, а также о порядке восстановления гражданами утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации;
осуществляют мониторинг достоверности информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, доводимой до населения, и ее корректировки;
организуют работу телефонных линий по приему сообщений от граждан и оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны оперативно и достоверно информировать население о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, мерах по обеспечению безопасности населения, мерах по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению, предусмотренную законодательством Российской Федерации, приемах и способах защиты населения, порядке действий населения в зоне чрезвычайной ситуации, отселении из пострадавших населенных пунктов, правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайной ситуации, пожара или иного бедствия документов.
9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях оперативного информирования населения выполняют следующие мероприятия:
осуществляют оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях;
информируют население об угрозе возникновения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения;
доводят до населения в пределах своей компетенции информацию о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполняемых мероприятиях по защите населения, об оказании первоочередного жизнеобеспечения и социальной помощи пострадавшим;
информируют население о проведении эвакуационных мероприятий и отселении из пострадавших населенных пунктов;
доводят информацию о реализации гражданами своих прав в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, а также о порядке восстановления гражданами утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов, в том числе с использованием Регионального портала государственных и муниципальных услуг и сайтов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
организуют работу телефонных линий по приему сообщений от граждан и оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
осуществляют мониторинг достоверности информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, доводимой до населения, и ее корректировки;
поддерживают в постоянной готовности имеющиеся системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
принимают меры по модернизации существующих систем оповещения и информирования населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организуют подготовку должностных лиц к действиям по оперативному информированию населения.
10. Органы местного самоуправления в целях оперативного информирования населения выполняют следующие мероприятия:
осуществляют оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях;
доводят до населения в пределах своей компетенции информацию о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполняемых мероприятиях по защите населения, об оказании первоочередного жизнеобеспечения и социальной помощи пострадавшим;
информируют население о проведении эвакуационных мероприятий и отселении из пострадавших населенных пунктов;
доводят информацию о реализации гражданами своих прав в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, а также о порядке восстановления гражданами утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов;
организуют работу телефонных линий по приему сообщений от граждан и оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
осуществляют мониторинг достоверности информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, доводимой до населения, и ее корректировки;
поддерживают в постоянной готовности имеющиеся системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организуют подготовку должностных лиц к действиям по оперативному информированию населения;
содействуют МЧС России в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
11. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях оперативного информирования населения выполняют следующие мероприятия:
осуществляют оперативное информирование работников и населения об аварии на опасном производственном объекте;
доводят до населения информацию о порядке осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, возникшей в результате деятельности организации.
12. Организации в целях обеспечения оперативного информирования населения содействуют органам государственной власти и органам местного самоуправления по осуществлению оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств информирования населения, распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
13. При начале проведения мероприятий оперативного информирования населения органы управления соответствующего уровня РСЧС уведомляет об этом вышестоящий орган управления.
14. В целях организации и обеспечения оперативного информирования населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключают договора с операторами связи, средствами массовой информации и организациями, эксплуатирующими объекты с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области связи и средств массовой информации.
15. В целях оперативного информирования населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают, согласовывают с территориальными органами МЧС России и утверждают соответствующим нормативным правовым документом регламенты оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях в пределах своей компетенции.
В регламенте оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях указываются орган (должностное лицо), принимающий решение о начале проведения оперативного информирования населения, порядок и последовательность его проведения, способы проведения оперативного информирования населения с учетом географических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона и имеющихся средств информирования населения, а также обязанности должностных лиц по оперативному информированию населения.
16. Оперативное информирование населения должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты информации, исключать противоречивый характер передаваемой информации и ее искажение. При осуществлении оперативного информирования населения должностным лицам, ответственным за оперативное информирование населения, запрещается разглашать сведения, составляющие государственную тайну.
17. МЧС России осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за оперативным информированием населения в пределах своих полномочий, определённых нормативными правовыми актами Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35,ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, N 52 (ч. I), ст. 6969; 2014, N 30 (ч. I), ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622; 2016, N 1 (ч. I), ст. 68, N 7, ст. 919, N 26 (ч. I), ст. 3887.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002, N 31, ст. 4195; 2011, N 30, ст. 4596; 2013, N 9,ст. 874.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6454.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2014, N 8, ст. 808; 2016, N 49, ст. 6929.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доработан проект положения о системе оперативного информирования населения. В нем будут определены назначение и задачи, а также порядок задействования системы, полномочия органов власти всех уровней и организаций в области оперативного информирования населения о ЧС.
Система представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств для доведения до населения через СМИ и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и соцзащиты пострадавших.
Приводятся способы оперативного информирования населения. Среди них - доведение информации с использованием Комплексной системы экстренного оповещения населения; публикация информации в СМИ; размещение сообщений на интернет-ресурсах; предоставление гражданам информации по запросу.
Приводятся перечни мероприятий, организуемых госорганами всех уровней, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.