Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О техническом регулировании" и статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(подготовлен Минпромторгом России 26.02.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О техническом регулировании" и статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (далее - органы государственного контроля (надзора).
В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) регулируется положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Статьей 16.1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрена возможность с 1 января 2017 г. применения контрольной закупки, представляющей собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Вместе с тем применение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов регулируется положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Поскольку государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, как правило, осуществляется в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также принимая во внимание внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", согласно которому к видам государственного контроля (надзора) отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (в случае, если данный контроль (надзор) не осуществляется в рамках иных видов контроля), в целях повышения эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, в том числе оперативного проведения органами государственного контроля (надзора) контрольно-надзорных мероприятий в отношении недобросовестных участников рынка и привлечения их к ответственности, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" положением, закрепляющим за органами государственного контроля (надзора) возможность осуществления контрольной закупки при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов.
Также законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающие возможность продления срока проведения внеплановых выездных проверок в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора).
В настоящее время срок проведения внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней, а срок испытаний отдельных видов продукции, к примеру цемента, составляет не менее 28 дней. При отсутствии законных оснований для продления внеплановой проверки с проведением испытаний органы государственного контроля (надзора) не в состоянии завершить проверку в отведенный срок.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать сокращению объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влиянию на развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.