Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее соответственно - проект акта, постановление N 504), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=63897.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 12 апреля по 25 апреля 2017 г., а также текста проекта акта и сводного отчета в срок с 5 октября по 1 ноября 2017 г.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 10 января по 15 января 2018 г. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации предприятий черной металлургии "Русская Сталь", АО "Уральская Сталь", Российского союза промышленников и предпринимателей, Профессионального экологического союза.
В соответствии с информацией, представленной в сводном отчете, проект акта разработан с целью контроля за перевозкой твердых коммунальных отходов транспортными средствами за счет системы взимания платы "Платон". Основанием для разработки проекта акта является поручение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N АХ-П10-4211.
Проектом акта предусматривается возможность закрепления оператором системы взимания платы сторонних бортовых устройств за транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу менее 12 тонн, а также нераспространение на такие транспортные средства норм о начислении платы и выдаче маршрутных карт.
При этом проектом акта не конкретизируется, распространяется ли указанная норма на любые транспортные средства, разрешенной максимальной массой менее 12 тонн, которые должны оснащаться сторонними бортовыми устройствами, либо только на транспортные средства, осуществляющие перевозку твердых коммунальных отходов.
В этой связи отмечаем, что пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N АХ-П10-4211 предусмотрена разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление N 1156), предусматривающего установление требования об оснащении транспортных средств навигационным оборудованием.
Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации", предусматривающий внесение изменений в постановление N 1156. Однако указанный проект постановления не содержит обязанности владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов, по оснащению транспортных средств сторонними бортовыми устройствами.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют транспортные средства, в отношении которых установлено требование об оснащении транспортного средства сторонним бортовым устройством.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Кроме того, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Под сторонним бортовым устройством в соответствии с постановлением N 504 понимается техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Требования к сторонним бортовым устройствам утверждены постановлением N 504.
Таким образом, аппаратура спутниковой навигации, которой в настоящее время оснащены транспортные средства, используемые для перевозки твердых коммунальных отходов, может не соответствовать установленным к сторонним бортовым устройствам требованиям.
По информации, представленной на официальном сайте системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, на территории Российской Федерации эксплуатируется порядка 12 тыс. транспортных средств, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов, из них более 80% - транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых составляет свыше 12 тонн. Таким образом, в случае несоответствия эксплуатирующейся аппаратуры спутниковой навигации установленным требованиям потребуется переоснащение порядка 2,4 тыс. транспортных средств новыми устройствами.
При этом отмечаем, что разработчиком в пункте 7.2 сводного отчета информация о количестве участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, отсутствует.
В соответствии с пунктом 7(2) постановления N 504 оператор ведет реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вместе с тем по состоянию на 18 января 2018 г. информация об одобренных сторонних бортовых устройствах на сайте оператора системы отсутствует.
Разработчиком в сводном отчете также не представлена информация о степени готовности сторонних бортовых устройств для установки на транспортные сроки, а также предполагаемых сроках такой установки.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 15 марта 2017 г. N АХ-П10-18пр Росприроднадзору поручено создание системы автоматического весового контроля и контроля за перемещением твердых коммунальных отходов в рамках формирования государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Указанным протоколом также поручается внесение изменений в различные нормативные правовые акты с целью обеспечения возможности сбора и передачи информации о маршрутах перевозки твердых коммунальных отходов с бортовых устройств и комплексов автоматического учета веса отходов, оборудованных устройствами фото- и видеосъемки в систему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Вместе с тем статьей 5.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" установлено, что создание в сфере транспорта и в иных сферах, определенных Правительством Российской Федерации, государственных информационных систем, а также информационных систем, входящих в состав объектов концессионных соглашений, при функционировании которых предполагается использование навигационной информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе обязательного использования информационного ресурса, и (или) программно-технических средств, и (или) технологической инфраструктуры Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - Система) в создаваемой информационной системе при наличии технической возможности такого использования.
Вместе с тем проектом акта не предусматривается использование составных частей Системы.
Учитывая изложенное, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.