Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=68393.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 22 ноября по 19 декабря 2017 года.
В ходе публичных консультаций было получено 149 отзывов экспертов, из них разработчиком было учтено 71 предложение, не учтено - 74.
В целях обсуждения проекта акта 13 февраля 2018 г. Минэкономразвития России было проведено совещание с представителями разработчика, заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и субъектами предпринимательской деятельности, включая представителей транспортных организаций, ассоциаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере подготовки водителей, организаций, осуществляющих собственные перевозки.
Участниками совещания была высказана необходимость повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.
Настоящее заключение подготовлено с учетом позиций, представленных на указанном совещании и по его итогам.
Минэкономразвития России ранее проводило оценку регулирующего воздействия приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (далее - заключение на программы обучения)*(1), по итогам которой было предложено рассмотреть вопрос разделения программ обучения водителей для любителей и водителей, получающих профессию "Водитель", с установлением дифференцированных требований к указанным программам.
В этой связи, а также принимая во внимание, что предлагаемый разработчиком подход позволит снизить издержки граждан, не планирующих заниматься предпринимательской деятельностью в сфере перевозок, а также образовательных организаций, которые будут предоставлять услуги по обучению для таких граждан, Минэкономразвития России концептуально поддерживает предлагаемый разработчиком подход.
Вместе с тем по итогам оценки регулирующего воздействия выявлены следующие риски недостижения целей предлагаемого правового регулирования и возможные негативные последствия от введения предлагаемого правового регулирования.
1. Подпунктом 1 статьи 1 проекта акта предлагается установить запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
Таким образом, правовое регулирование предлагается распространить на водителей, осуществляющих трудовую деятельность в любой сфере, в том числе на водителей, занятых по найму, осуществляющих перевозки на транспортных средствах, для управления которыми требуются водительские удостоверения категории A, M и B.
При этом разработчиком в сводном отчете в качестве международного опыта в соответствующих сферах деятельности приводится Директива N 2003/59/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О первоначальном обучении и непрерывном повышении квалификации водителей определенных видов транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, об изменении Регламента (ЕЭС) 3820/85 Совета ЕС и Директивы 91/439/ЕЭС Совета ЕС, а также отмене Директивы 76/914/ЕЭС Совета ЕС" (далее - Директива N 2003/59/ЕС).
Минэкономразвития России в 2014 году проводило анализ международного опыта практики регулирования организаций, осуществляющих подготовку профессиональных водителей, а также вопросов повышения квалификации профессиональных водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и отдельных видов грузов. В ходе анализа было установлено, что Директива N 2003/59/ЕС распространяется на водителей транспортных средств, для которых требуется водительское удостоверение категорий C1, C1+E, C или C+E и категорий D1, D1+E, D или D+E.
Таким образом, распространение требований о профессиональной компетентности на водителей, имеющих водительские удостоверения категорий A, M и B, представляется избыточным.
При этом считаем возможным установить обязательные требования о наличии удостоверений категорий A, M, B со специальной отметкой в определенных случаях, например, для водителей такси.
2. Кроме того Директива N 2003/59/ЕС предусматривает исключение для транспортных средств, используемых или контролируемых вооруженными силами, службами гражданской обороны, противопожарными службами и силами, ответственными за поддержание общественного порядка.
Проект акта аналогичных исключений не содержит, в то время как подготовка водителей для вооруженных сил, правоохранительных служб и иных специальных подразделений имеет свою специфику и не может осуществляться по стандартным программам профессионального обучения водителей.
В этой связи считаем целесообразным проработать вопрос исключения указанных водителей из-под действия предлагаемого регулирования.
3. Подпунктом "е" пункта 2 статьи 1 проекта акта устанавливается, что отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности на срок 5 лет. При этом срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет.
Таким образом, водители, осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, будут вынуждены обращаться за новым водительским удостоверением каждые 5 лет. Проектом акта предполагается, что повторное получение отметки о профессиональной компетентности водителя возможно только после прохождения профессионального обучения и сдачи экзаменов.
Установление срока действия отметки, равного 5 годам, может привести к дополнительным издержкам не только водителей, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность (порядка 6 млрд. руб. каждые 5 лет на основании расчетов, предоставленных Минтранса России без учета издержек на сдачу экзаменов и получение удостоверения), но и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выдачу водительских удостоверения и прием экзаменов.
В этой связи считаем целесообразным проработать вопрос увеличения срока действия отметок о профессиональной компетентности, например, до 10 лет, синхронизировав его со сроком действия водительского удостоверения.
4. Проектом акта также устанавливается, что право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, предоставляется лицам, сдавшим экзамены, предусмотренные частью 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", после прохождения ими профессионального обучения.
При этом ни действующим законодательством Российской Федерации, ни проектом акта не предусмотрена возможность переподготовки водителей, в случае, если ими были пройдено обучение по общеразвивающим программам, на программы профессионального обучения. Таким образом, в указанных случаях водители будут вынуждены проходить профессиональное обучение в полном объеме, в то время исходя из информации, представленной в сводном отчете, можно сделать вывод, что часть тем (предметов) общеразвивающих программ в сфере управления транспортными средствами будет аналогична темам программ профессионального обучения.
В этой связи считаем целесообразным предусмотреть в проекте акта возможность переподготовки для водителей, прошедших подготовку по общеразвивающим программам.
5. Аналогично проектом акта не предусмотрена возможность переподготовки с одной категории на другую в рамках общеразвивающих программ.
При этом, основываясь на данных сводного отчета, один час подготовки водителя по программе обучения на категорию В оценивается разработчиком в 120 рублей. В случае сокращения программы обучения по указанной категории на 14 часов количество часов в общеразвивающей программе составит 176 часов, а стоимость обучения по ней - 21 120 рублей.
По данным МВД России, представленным экспертным сообществом, в 2016 году количество лиц, получивших право на управление транспортными средствами при наличии права на управление транспортными средствами иных категорий, составило 340 114 чел. Таким образом, издержки указанной группы лиц могут составить порядка 7,1 млрд. руб. При этом в настоящее время, по экспертным данным, 84 часа подготовки перезачитывается водителям, намеренным получить права на иную категорию в полном объеме. Иными ловами, издержки указанных водителей могут быть потенциально снижены на 3,4 млрд. руб.
В этой связи считаем необходимым предусмотреть возможность переподготовки в рамках общеобразовательных программ.
6. Также считаем необходимым отметить, что в 2014 г. в заключении на программы обучения Минэкономразвития России обращало внимание на целесообразность дополнение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, должностью "Инструктор по вождению" с установлением необходимых квалификационных требований к нему.
Принимая во внимание, что целью предлагаемого регулирования согласно сводному отчету является повышение профессионального мастерства водителей, осуществляющих коммерческие перевозки или работающих по найму, считаем также целесообразным разработку профессионального стандарта водителя, который в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Письмо Минэкономразвития России от 24 апреля 2014 г. N 9065-ОФ/Д26и.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.