Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 01.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот и освобождений.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации, а их предоставление часто направлено на решение определённых задач государственной политики - например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, "налоговые расходы" на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.
При этом в отличие от прямых расходов бюджета "налоговые расходы" в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, учета и оценки эффективности. Это создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов ресурсов, направленных на поддержку того или иного направления, и, в конечном итоге, ведет к неоптимальному распределению дефицитных бюджетных ресурсов и последующим прямым потерям общественного благосостояния.
Законопроект направлен на создание нормативно-правовых предпосылок для практического внедрения подхода к систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот и освобождений на основе концепции "налоговых расходов", зарекомендовавшей себя в качестве наиболее распространенного и эффективного подхода к учету, оценке эффективности и раскрытии информации по налоговым льготам среди государств-участников ОЭСР.
Законопроектом налоговые расходы определяются как выпадающие доходы бюджета публично-правового образования, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публичного правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам. Указанное определение относит к налоговым расходам выпадающие доходы не только по налогам и сборам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации, но и по иным видам платежей, формирующих доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование, таможенные платежи и т.п.
Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов, необходимость осуществления ежегодной оценки фактических и прогнозных объемов таких налоговых расходов, а также ежегодной оценки их эффективности. Полномочиями по определению общих требований к проведению указанной оценки эффективности предлагается наделить Правительство Российской Федерации.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации предлагается представлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (начиная с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), что обеспечит возможность парламентского контроля за качеством и достоверностью указанной оценки.
В состав материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета (начиная с отчета об исполнении федерального бюджета за 2019 год), предполагается включение оценки фактического объема налоговых расходов за отчетный финансовый год.
Кроме того, в целях повышения качества управления налоговыми расходами и обеспечения практической реализации выводов, сформированных по результатам оценки эффективности налоговых расходов, законопроект предусматривает необходимость учета результатов указанной оценки при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования).
Таким образом, положения предлагаемого законопроекта устанавливают обязательность анализа налоговых расходов каждого публично-правового образования, позволяют формализовать требования к проведению такого анализа и применению его результатов, и в целом способствуют повышению качества управления государственными (муниципальными) финансами.
Проведение на регулярной основе мониторинга и оценки эффективности "налоговых расходов" бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществление на основании такой оценки их пересмотра или уточнения тех или иных режимов их действия позволит повысить эффективность управления бюджетными средствами. Это будет способствовать как более эффективному и рациональному использованию инструментов налогового стимулирования, направленных на решение определённых задач государственной политики, так и повышению эффективности программно-целевого бюджетирования в целом.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.