Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 13.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации.
Цель подготовки законопроекта состоит в совершенствовании гражданского законодательства Российской Федерации и в создании условий для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов на условиях концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном) партнерстве (далее при совместном упоминании - соглашения о ГЧП).
Законопроект предусматривает исключение оснований для ликвидации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в случаях, когда стоимость чистых активов общества становится меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом.
В настоящее время подготовлены и рассматриваются проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", в которых предлагается аналогичные правовые нормы исключить из Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В проектном финансировании в целом и, в частности для исполнения соглашений о ГЧП, создаются специальные проектные компании, которые в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" именуются специализированными обществами. На протяжении нескольких лет во время подготовки и обоснования инвестиционного проекта, проектирования и строительства объекта соглашения у указанных обществ могут быть чистые активы меньше уставного капитала. Такое положение является нормальной и общераспространенной практикой. Ликвидировать такие общества не следует, потому что они способны исполнять принятые на себя обязательства.
Формальное условие ликвидации обществ в виде отсутствия доходности не свидетельствует о том, что такое общество не способно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей или обязательства перед кредиторами.
В целях защиты интересов кредиторов существуют другие критерии (оценки) финансовой состоятельности общества (платежеспособность и т.д.).
Законопроект уточняет положения гражданского законодательства, позволяющие использовать в договорах принцип "бери или плати" (от англ. "take or pay"). Данный принцип предполагает наличие в договоре условия об обязанности стороны-плательщика (заказчика, грузоотправителя и др.) заказать и получить минимально оговоренное количество исполнения у исполняющей стороны (продавца, перевозчика и др.). В случае, если минимально оговоренное количество исполнения не заказано, сторона-плательщик уплачивает определенную договором сумму денежных средств исполняющей стороне. Применение данного принципа позволяет минимизировать риск финансовых потерь исполняющей стороны, связанных с получением возможности и поддержанием состояния готовности предоставить исполнение, если при этом не осуществляется запланированный объем исполнения (реализации товаров, работ, услуг). Данный принцип применяется в контрактах, подчиненных иностранному праву, включая право Англии и Уэльса.
В настоящее время в российском законодательстве принцип "бери или плати" закреплен в положениях об абонентском договоре (ст.429.4 ГК РФ). Однако применение договорного условия "бери или плати" в абонентских договорах в настоящее время затруднено тем, что:
1) сохраняется тенденция квалификации платы абонента как ответственности за отказ от затребования оговоренного объема предоставления от исполнителя. Указанная тенденция обусловлена тем, что на практике наибольшее распространение указанный принцип получил в сфере поставок газа. Так, Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, прямо указывают на возможность установления минимального объема потребления газа и санкций за невыборку такого минимального объема (п. 5, п. 16 Правил). В связи с квалификацией платежа как санкции, плата за минимальный объем потребления газа в случае, если такой объем не был востребован, уменьшается в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2) норма об абонентском договоре предполагает внесение фиксированной платы за возможность востребовать исполнение в рамках согласованного объема. Обычно абонентские договоры содержат условие о верхней границе, максимуме предоставляемых товаров, работ, услуг. В договорах с условием "бери или плати" верхняя граница, напротив, не предусматривается, поскольку интерес исполнителя - обеспечить минимум, при этом не всегда исполнитель готов зафиксировать максимум объема предоставления.
Законопроект подготовлен, исходя из того, что договор с условием "бери или плати" может быть смешанным и содержать элементы следующих договоров:
1) абонентского, в котором была бы согласована абонентская плата (платеж за минимальное гарантированное количество исполнения, предусмотренный условием "бери или плати"), уплачиваемая независимо от факта и объема востребованного заказчиком исполнения и не рассматриваемая как ответственность за нарушение обязательства или иная финансовая санкция;
2) рамочного договора, в котором бы определялись общие условия исполнения сверх согласованного количества или объема при условии, что первоначально согласованные количество или объем исполнения являются встречным предоставлением к абонентской плате.
Законопроект направлен на расширение возможностей участников гражданского оборота по включению в договор правовых конструкций, подобных принципу "бери или плати", получившему значительное распространение в некоторых сферах экономики. При этом подход, изложенный в законопроекте, в полной мере опирается на принцип свободы договора.
Возможность закрепления в договорах принципа "бери или плати" будет способствовать реализации инвестиционных проектов в сфере газоснабжения, железнодорожных и морских перевозок. В частности, принятие законопроекта позволит создать нормативную базу для реализации Плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 1227-р и прямо предусматривающего необходимость заключения с основными грузоотправителями долгосрочных соглашений на основе принципа "бери или плати".
Принятие и реализация законопроекта не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.