Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы"
(подготовлен Минфином России 14.03.2018 г.)
В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5631), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:
1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы" (далее - Стандарт).
2. Установить, что настоящий Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения настоящего Стандарта.
Министр |
А.Г. Силуанов |
Утверждено
приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "___" __________201_г. N_____
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы"
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы" разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Настоящий Стандарт определяет порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны (далее - запасы), в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета.
3. Положения настоящего Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета запасов, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о запасах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений*(1) (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).
4. Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"*(2).
5. Настоящий Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов государственного сектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия.
II. Термины и их определения
6. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в других нормативных правовых актах.
7. В целях настоящего Стандарта используются следующие термины в указанных значениях.
Группа (вид) запасов - совокупность запасов, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенными показателями.
Группами (видами) запасов являются:
а) материальные запасы,
б) незавершенное производство,
в) нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны.
Материальные запасы - являющиеся активами материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности субъекта учета, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), материальные ценности в виде готовой продукции, произведенной субъектом учета, биологической продукции, а также материальные ценности, приобретенные для продажи (товары).
Готовая продукция - материальные ценности (изделия), созданные (произведенные) субъектом учета и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку.
Группа материальных запасов - совокупность материальных запасов со сходными характеристиками, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности одним показателем.
Основными группами материальных запасов являются:
а) материалы - материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций);
б) готовая продукция, биологическая продукция;
в) товары;
г) иные материальные запасы, в том числе материальные ценности, являющиеся материальными запасами в соответствии с иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, (далее - прочие материальные запасы).
Незавершенное производство - совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг (далее - себестоимость готовой продукции, работ (услуг), приходящих на продукцию, не прошедшую всех стадий технологического процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг.
Нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны - являющиеся нефинансовыми активами государственное (муниципальное) имущество не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, составляющее государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации (муниципальную казну муниципального образования).
Бухгалтерский учет нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны осуществляется в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.
Основными группами нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны являются:
недвижимое имущество, составляющее казну;
движимое имущество, составляющее казну;
драгоценные металлы и драгоценные камни;
нематериальные активы, составляющие казну;
непроизведенные активы, составляющие казну;
материальные запасы, составляющие казну;
прочие активы, составляющие казну.
III. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) запасов
8. Единица бухгалтерского учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно с учетом положений, установленных им в рамках формирования учетной политики, таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их наличием (сохранностью) и движением. В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица, либо партия, однородная (реестровая) группа запасов.
При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным (реестровым) группам субъект учета обеспечивает аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их наличием (сохранностью) и движением.
9. Запасы, относящиеся к группам "Материальные запасы" и "Незавершенное производство" принимаются к бухгалтерскому учету субъектами учета:
- осуществляющими приобретение (создание) указанных активов в целях их использования в процессе деятельности субъекта учета, в том числе в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), продажи (или) для изготовления иных нефинансовых активов;
- получившими материальные запасы, закрепленные за ними собственниками (учредителями), от иных организаций, в том числе в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), а также по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- осуществляющими создание (изготовление) материальных ценностей (изделий) для отчуждения, выполнение работ, оказание услуг.
Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением срока их полезного использования постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета.
Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных (полученных) материальных запасов осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов:
- оправдательных документов, предоставленных поставщиками (грузоотправителями, продавцами) согласно государственным контрактам (договорам);
- Актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) оформленных при получении (передачи) материальных запасов при передаче их между учреждениями, учреждениями и государственными (муниципальными) организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления;
- оформленных субъектом учета при отсутствии иных оправдательных документов, подтверждающих поступление материальных запасов, Приходных ордеров на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
- иных первичных (сводных) учетных документов, предусмотренных документами учетной политики субъекта учета и (или) обычаями делового оборота.
10. Группировка материальных запасов и незавершенного производства в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета осуществляется в соответствии с положениями документов учетной политики, принятых субъектом учета с учетом положений настоящего стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).
11. Принятие к бухгалтерскому учету нефинансовых активов казны осуществляется органом государственной власти (органом местного самоуправления), государственным (муниципальным) учреждением, уполномоченным в сфере управления и распоряжения имуществом казны соответствующего публично-правового образования (осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну).
12. Объекты нефинансовых активов казны отражаются в бухгалтерском учете, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой), в стоимостном выражении группы активов без ведения пообъектного (инвентарного) учета.
13. Аналитический учет нефинансовых активов казны осуществляется субъектом учета в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.
Ведение пообъектного (инвентарного) аналитического учета нефинансовых активов казны, а также периодичность отражения в бюджетном учете операций с указанными активами, но не реже чем на отчетную месячную дату, на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования осуществляется в соответствии с учетной политикой субъекта учета с учетом требований к такому раскрытию информации в бюджетном учете и бюджетной отчетности, установленных финансовым органом бюджета соответствующего публично-правового образования.
В случае организации ведения бюджетного учета по инвентарным объектам нефинансовых активов казны, такой учет осуществляется с учетом положений других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности по объектам основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.
14. Объекты государственного (муниципального) имущества, составляющие государственную (муниципальную) казну соответствующего публично-правового образования, не соответствующие критериям признания актива, не признаются для целей бюджетного учета на балансовых счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При этом информация о таких объекта подлежит раскрытию в бюджетной отчетности.
15. В составе нефинансовых активов казны, относящихся к группе "Драгоценные металлы и драгоценные камни", отражаются драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней (государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней) (далее - объекты государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней).
16. Дата признания в бухгалтерском учете операций по поступлению запасов определяется исходя из положений настоящей Инструкции, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов).
Датой принятия к учету не потребляемых материальных запасов, являющихся предметами лизинга, в случае, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, признается на основании первичного документа лизингополучателя дата получения имущества лизингополучателем.
IV. Оценка запасов при их признании (принятию к бухгалтерскому учету)
Общие положения
17. Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
18. Оценка первоначальной стоимости запасов, стоимость которых при их приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации - рублевом эквиваленте, исчисленном на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету (осуществления фактически произведенных вложений в приобретаемые запасы).
В случае перечисления согласно контрактам (договорам) предварительных платежей (авансов) в иностранной валюте в части расходов (затрат), включаемых в фактически произведенные вложения, исчисление рублевого эквивалента осуществляется на дату перечисления таких авансов. При этом исчисление рублевого эквивалента в части указанных расходов (затрат), оставшихся неоплаченными в иностранной валюте на дату признания запасов, осуществляется на дату принятия к бухгалтерскому учету таких запасов.
После принятия к бухгалтерскому учету запасов любые курсовые (счетные) разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной на дату признания запасов задолженности по расходам (затратам), включенным в объем фактически произведенных вложений, относятся на финансовый результат текущего периода.
19. Если государственным контрактом (договором) на поставку (приобретение) материальных запасов, нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то разница между стоимостью при оплате без отсрочки платежа и стоимостью при оплате с учетом отсрочки платежа признается в качестве расходов на уплату процентов за исключением случаев, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость запасов в соответствии с требованиями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).
20. Первоначальной стоимостью запасов, приобретаемых путем обменной операции в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов), является их справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или когда справедливую стоимость полученных материальных запасов и переданных активов невозможно надежно оценить.
В целях настоящего Стандарта обменная операция носит коммерческий характер в случае, если в результате операции денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности, для которой приобретается актив.
В случае когда обменная операция не носит коммерческий характер или справедливую стоимость ни полученных активов, ни переданных активов невозможно надежно оценить, оценка первоначальной стоимости полученных запасов производится на основании остаточной стоимости переданных взамен активов.
Если данные об остаточной стоимости передаваемых взамен активов по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен активов нулевая, субъектом учета отражается приобретенные путем такой обменной операции запасы в условной оценке, равной один объект - один рубль.
21. Первоначальная стоимость запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Затраты, понесенные при хранении, обслуживании или последующем перемещении запасов, отражаются субъектом учета в составе расходов текущего периода.
22. Запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в объеме фактически произведенных вложений.
Первоначальная стоимость материальных запасов
23. Первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых с учетом сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленных субъекту учета поставщиками (исполнителями, продавцами), кроме приобретения материальных запасов в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые включают:
а) цену приобретения и иные расходы, предусмотренные договором с поставщиком (исполнителем, продавцом), в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);
б) расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов, в том числе:
в) расходы на информационные и консультационные услуги, непосредственно связанные с приобретением материальных ценностей;
г) сумы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении материальных запасов;
д) расходы на заготовку и доставку материальных запасов до места их получения (использования), включая страхование доставки (вместе - расходы по доставке материальных запасов);
е) иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
В случае когда расходы, указанные в подпункте б настоящего пункта, осуществлены при приобретении нескольких объектов материальных запасов, то в целях определения первоначальной стоимости каждого объекта материальных запасов такие расходы распределяются пропорционально цены каждого объекта материального запаса в общей цене приобретения указанных материальных запасов.
Субъекты учета, осуществляющие в соответствии с решением о централизации закупочной деятельности, принятым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, функции и полномочия по закупке материальных запасов для нужд других организаций государственного сектора (фактических получателей закупаемых материальных запасов), расходы по доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей согласно установленной ими учетной политикой не включаются в фактически произведенные вложения (первоначальную стоимость) приобретаемых материальных запасов, и отражаются в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода.
24. Первоначальная стоимость материальных запасов при изготовлении их собственными силами определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых в объеме затрат, связанных с изготовлением данных активов, и с учетом положений пункта 16 настоящего Стандарта (далее - затраты на производство, фактическая себестоимость продукции).
Учет и формирование затрат на производство (фактической себестоимость продукции) осуществляется субъектом учета в соответствии с установленным им в рамках формирования учетной политики порядком определения себестоимости соответствующих видов продукции.
В затраты на производство (фактическую себестоимость продукции) не включаются:
а) сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов субъекта учета;
б) затраты на хранение запасов, кроме тех, которые необходимы в процессе производства перед следующей стадией производства;
г) общехозяйственные и иные аналогичные расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов;
д) расходы на продажу.
Признание процентов по привлекаемым заимствованиям в составе затрат на производство (фактической себестоимости продукции), формирующих первоначальную стоимость материального запаса, созданного субъектом учета собственными силами, осуществляется с учетом положений настоящего Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
25. Если субъект учета производит материальные запасы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, то первоначальная стоимость такого материального запаса, признаваемого в составе материалов, соответствует затратам на его производство.
26. Первоначальной стоимостью материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен.
При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость материальных запасов определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа. При этом рыночной ценой является цена, которая может быть уплачена при продаже материальных запасов между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Рыночной не является расчетная цена, завышенная или заниженная в результате особых условий или обстоятельств, специальных условий или скидок (вычетов, премий, льгот), предоставляемых любой стороной, связанной с фактом хозяйственной жизни.
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.
В случае, если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, оценка их первоначальной стоимости производится на основании данные об их стоимости, предоставленных передающей стороной.
В случае, если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким-либо причинам не предоставляется передающей стороной, либо определение справедливой стоимости материальный запасов на дату получения не представляется возможным, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке, равной один объект - однин рубль.
27. Первоначальная стоимость материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 19 настоящего Стандарта. При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидации (утилизации) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы по их транспортировке, сортировке, иные аналогичные расходы по приведению в состояние, пригодное для использования, относятся субъектом учета на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
28. Материалы, полученные субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
29. Первоначальная стоимость готовой продукции на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) продукции.
30. Первоначальная стоимость биологической продукции на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) биологической продукцией, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Реклассификация материальных запасов
31. Материальные запасы исходя из новых условий их использования субъектом учета могут реклассифицироваться в иную группу материальных запасов (запасов) или в иную категорию объектов бухгалтерского учета.
Выбытие материальных запасов из одной группы активов и отражение их в другой группе активов при реклассификации должно быть отражено в бухгалтерском учете одновременно.
Перевод материальных запасов в иную группу либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета в связи с их реклассификацией не приводит к изменению их стоимости, как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перевод готовой продукции в состав материалов (основных средств) в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости продукции, признаваемой первоначальной стоимостью материала (основного средства).
Оценка незавершенного производства
32. Первоначальной стоимостью при отражении незавершенного производства, является доля фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящих на продукцию, не прошедшую всех стадий технологического процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг.
Группировка фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется субъектом учета по видам расходов в разрезе групп затрат:
прямые затраты - расходы напрямую связанные с изготовлением (выполнением) соответствующей готовой продукции, работы, услуги, непосредственно относимые на себестоимость единицы готовой продукции, работы (услуги);
накладные расходы - расходы, непосредственно связанные с изготовлением партий готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относимые на себестоимость единицы готовой продукции, работы (услуги) путем их распределения;
общехозяйственные расходы.
Затраты, произведенные субъектом учета в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения на рынке, относятся к издержкам обращения.
При изготовлении (выполнении), одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг, все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг относятся к прямым затратам.
Аналитический учет фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется субъектом учета исходя из их экономического содержания, а также по статьям калькуляции: по способу включения их в себестоимость готовой продукции, работы (услуги) (прямые затраты, накладные расходы), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные), с учетом требований к нормированию (лимитированию) ресурсов, а также в зависимости от отраслевой специфики производства продукции, выполнения работ (услуг).
Распределение накладных расходов производится одним из способов, установленных субъектом учета в рамках своей учетной политики: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности субъекта учета.
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы готовой продукции, работ (услуг) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется субъектом учета таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления, в том числе с учетом требований органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Общехозяйственные расходы субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце), не включаются в фактическую стоимость незавершенного производства. Указанные общехозяйственные расходы распределяются на фактическую себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, выполненных услуг, а в части не распределяемых расходов относятся на финансовый результата текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.
Издержки обращения субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце) не включаются в себестоимость готовой продукции, работ (услуг) и относятся на финансовый результата текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.
Первоначальная стоимость нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны
33. Объекты государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней учитываются по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей для целей настоящей Инструкции признается их оценочная стоимость.
Оценочная стоимость драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей определяется Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (Гохраном России) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
34. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости.
35. Первоначальная стоимость вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству Российской Федерации к недвижимому имуществу в составе имущества государственной (муниципальной) казны (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов), движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, за исключением объектов библиотечного фонда, определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление, увеличение первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения.
36. Первоначальной стоимостью при признании нефинансовых активов имущества казны в случаях прекращения имущественных прав у государственных предприятий и учреждений, за которыми были закреплены указанные активы, (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения) является стоимость, отраженная в передаточных документах, установленных в соответствии с требованиями органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), уполномоченных на управление имуществом соответствующего публично-правового образования.
37. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны, поступающих в результате необменных операций, в частности в результате дарения публично-правовому образованию, поступления выморочного имущества, конфискованного имущества, обращенного в государственную собственность, дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, по иным аналогичным основаниям, является справедливая стоимость на дату признания, определяемая методом рыночных цен.
V. Последующая оценка запасов
Общие положения
38. Субъекты учета проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением объектов государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, а также имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации в сроки и в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Переоценка объектов государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на отчетную дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации.
Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительной органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Результаты проведенной переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
Результаты переоценки объектов нефинансовых активов (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей) по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Результаты проведенной переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей по состоянию на первое число текущего года включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного периода.
Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Последующая оценка материальных запасов
39. Материальные запасы, относящиеся к группе "Готовая продукция", принятые к учету по нормативно-плановой стоимости (цене), отражаются в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости продукции.
По окончании отчетного периода определяется фактическая себестоимость готовой продукции, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, первоначальной стоимости расклассифицированного актива, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи, по иным основания выбытия готовой продукции - на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего отчетного периода.
40. Субъекты учета, осуществляющие розничную торговлю, материальные запасы, относящиеся к группе "Товары", переданные в реализацию, в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета, отражают в бухгалтерском учете указанные товары по их розничной цене с обособлением торговой наценки (торговой скидки) на аналитических счетах учета товаров.
Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок (скидок) уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем увеличения (уменьшения) их стоимости в соответствии с установленными субъектом учета размерами сумм наценок (скидок) на соответствующие товары.
Суммы торговых наценок (скидок) по товарам реализованным, отпущенным, списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи, по иным основаниям выбытия товаров, отражаются в уменьшение финансового результата текущего отчетного периода.
41. Периодически, но не реже, чем на каждую отчетную дату, балансовая стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации, или распространения за символическую плату, сравнивается с нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации), установленной на соответствующий отчетный период.
42. Материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения - Резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее - Резерв под снижение стоимости.
Резерв под снижение стоимости формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:
- выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв;
- увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.
Уменьшение Резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы Резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов, установленных субъектом учета в соответствии с пунктом 8 настоящего Стандарта.
Последующая оценка незавершенного производства
43. На каждую отчетную дату незавершенное производство оценивается в сумме затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в порядке, установленном отраслевыми нормативными правовыми актами.
Последующая оценка нефинансовых активов государственной (муниципальной) казны
44. При принятии решения об отчуждении (реализации) нефинансовых активов казны не в пользу организаций государственного сектора, указанные объекты подлежат дооценке до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.
45. Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
46. На каждую отчетную дату объекты имущества (нефинансовых активов) казны публично-правового образования в зависимости от их вида оцениваются следующим образом:
а) недвижимое имущество, движимое имущество, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, составляющее казну публично-правового образования - по первоначальной стоимости, за исключением случаев переоценки нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
б) активы в драгоценных металлах, драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях - в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации;
в) активы имущества казны, вовлеченные в арендные отношения, подлежат амортизации, начисляемой за весь период нахождения объекта.
47. Показатель амортизации отражает величину стоимости нефинансовых активов казны перенесенную за период их владением на уменьшение финансового результата.
Расчет годовой суммы амортизации производится субъектом учета, осуществляющим учет актива линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
48. По объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, амортизация отражается с учетом следующих особенностей:
а) по объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем;
б) на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено отраслевым стандартом бухгалтерского учета казны - нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, принятого с учетом требований настоящего Стандарта (далее - отраслевой стандарт учета казны).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения нефинансового актива в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется субъектом учета - правообладателем при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено отраслевым стандартом учета казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны.
49. Порядок начисления амортизации имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного имущества, в соответствии с отраслеавым стандартом учета казны, применяется как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов (недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; имущество, полученное в лизинг; нежилые, жилые здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, иные группы), так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие экономические выгоды (объекты, переданные в безвозмездное пользование, в аренду, иные аналогичные объекты).
VI. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) запасов
50. Признание запасов в качестве активов прекращается как в случае их выбытия, так и в случаях, когда от их использования или выбытия не ожидается поступление будущих экономических выгод или полезного потенциала.
51. Прекращение признания (выбытия с балансового учета) объекта запасов производится при одновременном соблюдении следующих критериев:
а) субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом;
б) субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая определяется предоставленными правами, ни в осуществлении его реального использования;
в) величина дохода/расхода от выбытия актива может быть надежно оценена;
г) не прогнозируется получение субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией;
д) понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно оценены.
52. Выбытие запасов в пределах естественной убыли производится с отражением в составе расходов (затрат) текущего периода.
53. Выбытие запасов в результате потерь при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях производится с отнесением на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода.
54. Выбытие запасов в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, производится в момент уничтожения или обнаружения недостачи с отнесением балансовой стоимости запасов на финансовый результат текущего отчетного периода (в уменьшение доходов от операций с активами). Сумма возмещения причиненного ущерба, подлежащая взысканию с виновного лица, отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.
55. При реализации (продаже, обмене) или распространении запасов, предназначенных для отчуждения, балансовая стоимость таких запасов признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, осуществляется обмен или распространение товаров. Доходы и расходы по операциям реализации (продажи, обмена) или распространения запасов, предназначенных для отчуждения, отражаются в бухгалтерском учете развернуто.
Расходы, понесенные субъектом учета для оказания услуг до момента признания дохода от оказания соответствующих услуг, в том числе за символическую плату, отражаются в составе незавершенного производства.
56. Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) - Актом о списании.
57. Дата выбытия (списания с балансового учета) материальных запасов определяется исходя из положений настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливающих правила признания финансовых результатов (доходов, расходов), финансовых активов (задолженности).
VII. Методы оценки запасов при выбытии
58. Выбытие (отпуск) запасов производится по стоимости каждой единицы, либо по средней стоимости.
Применение одного из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов осуществляется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.
Определение средней стоимости запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество.
59. При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов.
VIII. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности
60. В бухгалтерской отчетности субъекта учета раскрывается:
а) учетная политика, принятая для оценки запасов, включая применяемые методы расчета себестоимости;
б) общая балансовая стоимость запасов в разрезе групп запасов, с разделением на учитываемые по первоначальной стоимости, по нормативно-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации), и по справедливой стоимости;
в) сумма запасов, признанных в качестве расходов в отчетном периоде;
г) сумма начисления резерва под снижение стоимости материальных запасов;
д) сумма уменьшения резерва под снижение стоимости материальных запасов;
е) балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
IX. Переходные положения настоящего Стандарта при его первом применении
61. При первоначальном признании субъектом учета запасов, ранее не признававшихся, а также отражавшихся за балансом, в соответствии с настоящим Стандартом признаются по первоначальной стоимости в случае, если они соответствуют критериям признания актива.
62. Субъект учета признает эффект от признания запасов, ранее не признававшихся в учете и отчетности, при первом применении настоящего Стандарта в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло первоначальное признание запасов.
63. При необходимости производится реклассификация и переоценка запасов, имеющихся в остатке на начало года.
64. Результаты указанной корректировки должны быть однократно раскрыты в примечаниях к отчетности.
65. Ретроспективное применение положений Стандарта и пересчет сравнительной информации не требуются.
-------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741);
*(2) Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Запасы".
В нем определяется порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны.
Стандарт планируется применять при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 г., а при составлении бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - с отчетности 2018 г.