Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минтруда России (далее - разработчик) проект федерального закона "О внесении изменений в статью 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/11-17/00075242).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 17 ноября по 14 декабря 2017 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как высокая.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 16 по 28 февраля 2018 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции ФАУ "Главгосэкспертиза России", АО "Воркутауголь", ПАО "Южный Кузбасс", в которых отмечена поддержка предлагаемых проектом акта изменений либо сообщается об отсутствии замечаний и предложений.
Также поступили позиции РСПП, ОООР "Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России", АО "СУЭК-Кузбасс", а также ФГУП "ВГСЧ", в соответствии с которыми в положениях, проектируемых рассматриваемым проектом акта, содержатся риски, которые могут привести к негативным последствиям.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию.
1. В соответствии с пунктами 1.4 и 3.1 сводного отчета при описании проблемы и негативного эффекта, возникающего в связи с наличием данной проблемы, на решение которой направлено принятие представленного проектом акта регулирования, разработчиком указывается на то, что проект акта направлен на уточнение времени прохождения работниками, занятыми на подземных работах, обязательных медицинских осмотров в целях подготовки нормативного правового акта, регулирующего порядок прохождения работниками, занятыми на подземных работах, обязательных медицинских осмотров.
Вместе с тем согласно действующей редакции статьи 330.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) порядок проведения медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (далее - действующий Порядок) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На сегодняшний день действующий Порядок установлен приложением к приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров"*(1) (далее - приказ Минздрава России N 835н), согласно пункту 2 которого предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со сноской 1 к вышеназванному пункту к указанным случаям отнесены в том числе случаи, предусмотренные статьей 213 ТК РФ, а именно медосмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах).
Таким образом, действующее регулирование в обозначенной сфере уже распространяется на категорию работников, занятых на подземных работах.
Также считаем целесообразным обратить внимание разработчика на то, что согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 14 августа 2017 г. N ОГ-П12-5350 (далее - Поручение N ОГ-П12-5350) (подпункт "в" пункта 12 решений, предусмотренных Протоколом N 7 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 июля 2017 г.).
В соответствии с вышеуказанным Поручением N ОГ-П12-5350, обозначенным разработчиком в сводном отчете в качестве основания к разработке проекта акта, Минтруду России поручено совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей, с участием Минздрава России, провести согласительное совещание по проекту приказа Минздрава России "Об утверждении порядка проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работников, занятых на подземных работах".
Поручение Правительства Российской Федерации по внесению изменений в ТК РФ, по информации Минэкономразвития России, в Минтруд России не направлялось.
2. Согласно пояснительной записке, представленной разработчиком в дополнительных материалах к проекту акта, законопроект приводит терминологию статьи 330.3 ТК РФ в соответствие с терминологией подпункта 4 пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и расширяет определение времени прохождения медицинского осмотра посредством дополнения статьи словами "перед началом рабочего дня (смены)" и "после окончания рабочего дня (смены)".
В этих целях абзацем 4 проекта акта в ТК РФ вводятся положения, согласно которым работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры перед началом рабочего дня (смены) или в начале рабочего дня (смены), после окончания рабочего дня (смены) или в конце рабочего дня (смены), а также в течение рабочего дня (смены).
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание разработчика на то, что статьей 46 Федерального закона N 323-ФЗ установлены такие виды медицинских осмотров, как профилактический, предварительный, периодический, предсменные, предрейсовые, а также послесменные, послерейсовые медицинские осмотры.
Таким образом, медицинский осмотр в течение рабочего дня (смены) статьей 46 Федерального закона N 323-ФЗ не предусмотрен.
Также проектом акта предлагается дополнить статью 330.3 ТК РФ новой частью, предусматривающей установление в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, и (или) коллективном договоре порядка учета и оплаты времени прохождения медицинского осмотра перед началом рабочего дня (смены) и после окончания рабочего дня (смены).
Таким образом, согласно проектируемой редакции порядок учета и оплаты времени прохождения медицинского осмотра в течение рабочего дня (смены) в отраслевых соглашениях и (или) коллективном договоре предусмотрен не будет.
На основании вышеизложенного данное положение подлежит исключению из редакции проекта акта.
3. Проектируемые изменения не согласуются со статьей 213 ТК РФ, которая в действующей редакции предусматривает проведение обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), но не указывает на возможность проведения медицинских осмотров перед началом и после окончания рабочего дня (смены).
4. Обращаем внимание разработчика на наличие к проекту акта замечаний редакционного характера.
Из абзаца 8 проекта акта в части социального партнерства и коллективных договоров предлагается исключить слово "(или)".
Согласно статье 50 ТК РФ отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Соответственно, именно в отраслевых соглашениях, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, должны содержаться общеотраслевые механизмы учета и оплаты времени прохождения медицинских осмотров перед началом и после окончания рабочего дня (смены), учитывающие отраслевую специфику.
Таким образом, коллективные договоры, как представляется, должны соответствовать федеральным отраслевым соглашениям.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
С.В. Шипов |
Департамент оценки регулирующего воздействия
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован в Минюсте России 16 апреля 2015 г. N 36866.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.