Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 25 апреля 2017 г. N ДК-П9-2634.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является уточнение действующего законодательства в части осуществления уведомительного порядка деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), периодичности проведения плановых проверок в связи с применением риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного жилищного надзора.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 6 декабря 2017 года по 10 января 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-17/00075986).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем обращаем внимание разработчика на следующие замечания к проекту акта.
1. Пунктом 1 проекта акта вносятся изменения в часть 4.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является отнесение деятельности товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по управлению МКД к категории риска, периодичность проведения плановых проверок по которой, установлена Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание разработчика, что применение риск-ориентированного подхода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806), разработанного на основании статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), применяется исключительно в целях проведения государственного жилищного надзора*(1).
Вместе с тем часть 4.1 статьи 20 ЖК РФ регулирует отношения как государственного жилищного надзора, так и муниципального жилищного контроля.
Таким образом, полагаем целесообразным доработать указанное положение в части указания на то, что плановые проверки деятельности товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по управлению МКД, относящейся к категории риска осуществляются только в рамках государственного жилищного надзора.
2. Действующая редакция части 4.1 статьи 20 ЖК РФ содержит регулирование, определяющее периодичность проведения плановых проверок.
При этом пункт 2 статьи 8.1 Закона N 294-ФЗ определяет, что риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Таким образом, в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N П9-59065 о необходимости внесения изменений в статью 20 ЖК РФ в части установления положения о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного жилищного надзора полагаем целесообразным изложить абзацы 1 и 2 части 4.1 статьи 20 ЖК РФ в следующей редакции:
"4.1. Периодичность проведения плановых проверок при осуществлении государственного жилищного надзора с применением риск-ориентированного подхода устанавливается Правительством Российской Федерации. Установленные периоды времени исчисляются со дня:
1) начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности;".".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обосновано.
С учетом информации, представленной разработчиком в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание разработчика на целесообразность уточнения прилагаемых к проекту акта материалов.
Так, как указывалось выше, проект акта разработан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 25 апреля 2017 г. N ДК-П9-2634, согласно которому Минстрою России поручено разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", устанавливающий уведомительный порядок начала осуществления деятельности по управлению МКД объединением собственников помещений в таком доме.
Вместе с тем проектом акта устанавливается положение о периодичности проведения плановых проверок для товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по управлению МКД, отнесенных к категории риска.
Согласно пояснительной записке указанное положение разработано в связи с применением в соответствии со статьей 8.1 Закона N 294-ФЗ, пунктом 37 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного Постановлением N 806, риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного жилищного надзора.
Кроме того, указанное нововведение предусмотрено поручением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N П9-59065.
Таким образом, полагаем целесообразным доработать пункт 1.5 сводного отчета в части его дополнения основанием для установления риск-ориентированного подхода в проектируемом регулировании.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 37 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.