Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в инициативном порядке.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является уточнение действующего законодательства в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме (далее - МКД), который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (далее - ИПУ) (распределителями) тепловой энергии.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 6 декабря 2017 года по 26 декабря 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/12-17/00075989).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 21 февраля 2018 года по 2 марта 2018 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, Департамента строительства Краснодарского края, Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", ПАО "ТГК-14", ООО "СИКАМ", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", АО "Татэнерго", ПАО "МОЭК", ПАО "Т Плюс", ООО "Эн+девелопмент", содержащие ряд замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагается), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Пунктом 2 проекта акта вносятся изменения в приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление N 354), в соответствии с которыми устанавливается новый порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который оборудован ОДПУ и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) требования к обязательному учету энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения. Исполнение таких требований должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Вместе с тем положениями проекта акта не урегулирована ситуация, определяющая порядок оплаты за отопление в МКД, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, но в которых некоторые жилые и (или) нежилые помещения не оборудованы индивидуальной системой отопления и подогрева воды.
Так, в МКД часть помещений может иметь центральное отопление, а часть - индивидуальное. При этом теплоснабжающей организацией по проектируемой формуле 3(7) может быть рассчитана плата за тепловую энергию в жилом/нежилом помещении с индивидуальным отоплением как в помещении, не оборудованном ИПУ, в то время как в таких помещениях на установленных нормативными правовыми актами основаниях могут полностью отсутствовать трубопроводы горячего водоснабжения и отопительные стояки.
Таким образом, полагаем целесообразным предусмотреть в проекте акта положение, согласно которому в МКД, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, расчет платы за теплоснабжение помещений МКД, не подключенных к такой системе, не осуществляется.
2. Проектируемые в пункте 2 проекта акта расчеты платы основаны на учете потребляемого ресурса в соответствии с показаниями ИПУ, а также на учете доли, которая приходится на помещение в целях отопления мест общего пользования, в том числе не отапливаемых.*(1)
Вместе с тем согласно пункту 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить из расчета размера платы за отопление общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадь неотапливаемых помещений (например, чердаки и подвалы).
3. К проекту акта имеются следующие замечания юридико-технического характера.
3.1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 проекта акта в МКД, который оборудован ОДПУ, и в котором все жилые или нежилые помещения не оборудованы ИПУ, распределителями, или в котором имеется вертикальная разводка внутридомовых инженерных систем отопления, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Постановлению N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем согласно названиям вышеуказанных формул в них определяется размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД, который оборудован ОДПУ и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ.
Учитывая, что формулы, установленные в пунктах 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Постановлению N 354 не учитывают наличие/отсутствие ИПУ, полагаем целесообразным внести соответствующие проектируемому положению подпунктом 1 пункта 1 проекта акта изменения в названия формул 3, 3(1) и 3(2).
Кроме того, в вышеуказанной формулировке проекта акта имеется неопределенность во фразе "_в котором все жилые или нежилые помещения не оборудованы_".
Полагаем, что разработчиком неверно указан союз "или", поскольку в подпункте 2 пункта 1 проекта акта данная фраза содержится в корректном изложении, с союзом "и".
3.2. В составной части проектируемой формулы 3.6 подпункта 1 пункта 2 проекта акта имеется неточность в определении компонента формулы "Sнепр". Так, проектом акта устанавливается, что Sнепр - общая площадь помещений, не оснащенных ИПУ тепловой энергии.
Вместе с тем остается неясным, о каких помещениях идет речь - только о жилых и нежилых или с учетом общедомовой площади.
Таким образом, полагаем целесообразным конкретизировать определение компонента формулы "Sнепр".
3.3. В составной части проектируемой формулы 3.6 подпункта 1 пункта 2 проекта акта имеется неточность в определении компонента формулы "Vj".
Так, проектом акта устанавливается следующее: "Vj - это суммарный объем потребленной тепловой энергии всеми помещениями в МКД коммунального ресурса, оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором тепловой энергии, определенного в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.".
Полагаем целесообразным:
- убрать слова "коммунального ресурса", не относящиеся к предложению;
- слова "оснащенном индивидуальным или общим квартирным прибором" перевести во множественное число, поскольку речь идет об индивидуальных приборах учета тепловой энергии, установленных в помещениях МКД.
3.4. В подпункте 3(6) приложения N 2 Постановления N 354 в редакции проекта акта предусмотрена формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению исключительно в жилом помещении, оборудованном ИПУ тепловой энергии.
Приведенная формула расчета учитывает также в качестве компонентов формулы объем потребления тепловой энергии нежилыми помещениями и площади нежилых помещений.
Таким образом, полагаем целесообразным изложить абзац 1 проектируемого подпункта 3(6) в следующей редакции: "Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(6):".
3.5. В проектируемой формуле 3(7) приложения N 2 к Постановлению N 354 имеется неточность, согласно которой размер платы осуществляется по формуле 3(8) вместо 3(7).
Полагаем целесообразным доработать проектируемую формулу 3(7) в указанной части.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с конструкцией МКД или в соответствии с пунктом 82 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.