Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части проведения аукционов в электронной форме" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта акта 02/04/12-17/00076543).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 декабря 2017 г. по 11 января 2018 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 11 по 31 января 2018 года.
Замечания и предложения, полученные на этапе уведомления о подготовке проекта акта, а также в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
Вместе с тем, сводный отчет, сформированный разработчиком, не содержит количественной оценки участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценок расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей. Кроме того, предлагаемые индикативные показатели в разделе 14 сводного отчета не соответствуют целям и проблемам, на решение которых направлены положения проекта акта.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком не соблюдены.
По данным разработчика, проект акта разработан в целях совершенствования законодательства и реализации новых подходов к продаже прав на добычу (вылов) водных биоресурсов путем проведения аукционов в электронной форме.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" в целях оптимизации и совершенствования действующей системы реализации государством прав на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договоров пользования водными биоресурсами через механизм проведения аукционов в электронной форме.
Кроме того, проектом акта вводится механизм недопуска лиц, отказавшихся от заключения договоров по результатам аукционов, путем создания и ведения реестра недобросовестных участников аукциона, а также исключения из данного реестра по истечении трех лет.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 12 по 19 февраля 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается).
Некоммерческая организация "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров", Управление сельского хозяйства Липецкой области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области направили предложения и замечания. НО "СРПС", Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области поддержали принятие проекта акта. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Департамент аграрной политики Воронежской области, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области сообщили об отсутствии предложений и замечаний.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски.
Положениями проекта акта предлагается заменить действующий порядок проведения "очного" аукциона электронным.
Согласно положениям сводного отчета разработчик предполагает, что проведение аукциона в электронной форме приведет к снижению затрат у участников аукционов на командировочные расходы, в частности, связанные с проездом и проживанием представителей компаний, а также предоставит равный доступ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в аукционах на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем для участия в электронном аукционе потребуется фиксированный доступ к сети Интернет с высокой скоростью передачи данных.
Однако разработчиком не предоставлено информации о зоне покрытия сетью Интернет территории Российской Федерации.
Обращаем внимание, что участники публичных консультаций сообщали о наличии областей в субъектах Российской Федерации, в которых отсутствует доступ к сети Интернет или о низкоскоростных участках сети.
Таким образом, представляется, что при реализации проекта акта в представленной редакции могут возникнуть риски технической невозможности участия субъектов предпринимательской деятельности в электронных аукционах в связи с отсутствием устойчивого Интернет-соединения.
В то же время, пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" предусмотрен особый порядок передачи фискальных документов для определенного перечня отдаленных от сетей связи местностей.
Считаем целесообразным предусмотреть аналогичный порядок. Кроме того, представляется возможным применить уведомительный порядок при проведении аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов или договора пользования водными биологическими ресурсами для субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют свою деятельность в местности, удаленной от сетей связи.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Департамент оценки регулирующего воздействия |
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.