Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
(подготовлен Роскосмосом от 22.12.2017)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014,N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342,ст. 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50, 51; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 35, ст. 87) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 1
дополнить абзацем вторым в следующей редакции:
"Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" лицензирования космической деятельности.";
б) пункт 12 части 2 признать утратившим силу;
2) часть 1 статьи 12 дополнить пунктом 53 следующего содержания:
"53) космическая деятельность.".
Статья 2
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 29, ст. 3601;N 52, ст. 6441; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 26,ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 52, ст. 6961, 6979; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4235, 4243; N 42,ст. 4220, 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614;N 27, ст. 3950; 2016, N 27, ст. 4210, 4160; N 29, ст. 4372; N 29,ст. 4372; 2016, N 27, ст. 4164, 4194, 4210; 2017, N 9, ст. 1276; N 18, ст. 2673; N 31, ст. 4276; N 45, ст. 6582; N 49, ст. 7304) дополнить предложением следующего содержания:
"Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, осуществляются Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос.".
Статья 3
Статью 9 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (Российская газета, 1993, N 186; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,N 50, ст. 5609; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 10, ст. 834; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 17, 21; 2011, N 48,ст. 6732; 2015, N 29, ст. 4342) изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Лицензирование космической деятельности
Космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 4
Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4342) признать утратившим силу.
Статья 5
Внести следующие изменения в часть 1 статьи 38 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4341; 2017,N 31, ст. 4816; 2018, N 1, ст. 54):
1) слова "Лицензии и иные разрешительные документы" заменить словами "Разрешительные документы";
2) слова "такие лицензии и разрешительные документы" заменить словами "такие разрешительные документы";
3) дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок действия лицензий на осуществление космической деятельности, выданных Федеральным космическим агентством, определяется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".".
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) направлен на приведение порядка лицензирования космической деятельности в соответствие с нормами и основными принципами осуществления лицензирования, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а также внесение соответствующих изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ).
Вследствие принятия Федерального закона N 216-ФЗ вопросы лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, были выведены из-под сферы регулирования Федерального закона N 99-ФЗ без внесения необходимых корреспондирующих изменений в иные законодательные акты Российской Федерации и перенесены на уровень акта Правительства Российской Федерации.
В настоящее время лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности" (далее - постановление N 160), которым установлены основные требования к соискателю лицензии (лицензиату), порядку предоставления (переоформления) лицензии на осуществление космической деятельности, а также определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию.
Положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) Госкорпорация "Роскосмос" наделена государственно-властными полномочиями, в том числе по осуществлению лицензионного контроля, однако поскольку Госкорпорация "Роскосмос" не является органом государственной власти, нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) не распространяются на отношения, связанные с осуществлением Госкорпорацией "Роскосмос" лицензионного контроля. Таким образом, порядок проведения лицензионного контроля Госкорпорацией "Роскосмос" законодательно не установлен.
Отсутствие законодательной регламентации порядка проведения лицензионного контроля, являющегося разновидностью государственного контроля, не позволяет Госкорпорации "Роскосмос":
оказывать в полном объеме государственную услугу по осуществлению лицензирования космической деятельности,в том числе проверять соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям;
осуществлять государственную функцию по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении космической деятельности (лицензионный контроль).
В целях правового обеспечения реализации полномочий Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон N 99-ФЗ в части распространения сферы его действия на отношения, связанные с лицензированием космической деятельности, и в Федеральный закон N 294-ФЗ в части распространения сферы его действия на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, регулирующего космическую деятельность.
Одновременно законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" в части закрепления в нем отсылочной нормы к положениям Федерального закона N 99-ФЗ при регулировании вопросов, связанных с осуществлением лицензирования космической деятельности.
Принятие законопроекта позволит Госкорпорации "Роскосмос" осуществлять лицензирование космической деятельности в соответствии с нормами Федерального закона N 99-ФЗ и Федерального закона N 294-ФЗ, что будет способствовать проведению единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и организации и осуществления государственного контроля (надзора) и в целом окажет положительное воздействие на развитие отечественной ракетно-космической промышленности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предусмотренные положениями указанного Федерального закона полномочия Госкорпорации "Роскосмос" будут реализовываться в рамках имеющейся предельной численности работников Госкорпорации "Роскосмос" и бюджетных ассигнований, предусмотренных ей на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" потребует внесения изменений в статьи 195 и 283 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях уточнения административных процессуальных полномочий Госкорпорации "Роскосмос" при осуществлении лицензионного контроля в сфере лицензирования космической деятельности.
Наименование соответствующего законопроекта: "О внесении изменений в статьи 195 и 283 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной корпорации по космической деятельности корпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензионного контроля".
Обоснование необходимости подготовки законопроекта: необходимость процессуального закрепления полномочий должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" по полноценному осуществлению лицензионного контроля в сфере космической деятельности в части:
наделения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях;
установления административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания Госкорпорации "Роскосмос" об устранении нарушений лицензионных требований в области лицензирования космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке законопроекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Генпрокуратура России.
Срок подготовки и принятия законопроекта: одновременно с подготовкой Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (организаций), подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
II. В связи с принятием законопроекта потребуется издание проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности", которым одновременно будет признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности".
Также необходимо будет внести изменение в:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в части распространения сферы его регулирования на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензирования в связи с тем, что Госкорпорация "Роскосмос" не является органом государственной власти,но при этом наделена государственно-властными полномочиями по осуществлению лицензионного контроля;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения" в целях распространения сферы его действия на Госкорпорацию "Роскосмос".
Обоснование необходимости подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления):
статьи 1 и 3 законопроекта, согласно которым лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), согласно пункту 1 части 2 статьи 5 которого Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности (в данном случае - космической деятельности), в том числе перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении такой деятельности, подлежащих лицензированию, и лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам. Кроме того, согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирующие органы осуществляют подготовку докладов о лицензировании и об эффективности такого лицензирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минобороны России.
III. Для реализации положений законопроекта потребуется издание следующих приказов Госкорпорации "Роскосмос":
1. "Об утверждении административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по представлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности". Одновременно необходимо будет признать утратившим силу приказ Роскосмоса от 20 марта 2013 г. N 63 "Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2013 г. N 28893).
Обоснование необходимости подготовки: пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, должны предоставлять их в соответствии с административными регламентами; пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.
Принятие указанного приказа необходимо в целях реализации осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензирования космической деятельности, ведению реестра выданных лицензий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
2. "Об утверждении административного регламента исполнения Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 1, 2 и 3 законопроекта, в соответствии с которыми на лицензирование космической деятельности распространяются положения Федерального закона N 99-ФЗ и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); пункт 7 части 2 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от N 294-ФЗ, в соответствии с которыми органы, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля, должны их осуществлять в соответствии с административными регламентами; подпункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензионного контроля космической деятельности.
Приказ будет содержать следующие положения:
предмет государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности, права и обязанности соответствующих должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос";
требования к порядку исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
порядок и формы контроля за исполнением государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Госкорпорации "Роскосмос" и (или) ее должностных лиц при осуществлении лицензионного контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
блок-схема исполнения указанной государственной функции;
формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
3. "О подготовке и представлении доклада о лицензировании космической деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования космической деятельности и методике его проведения".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 1 и 3 законопроекта, согласно которым лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 которого к полномочиям лицензирующих органов относится проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению мониторинга эффективности лицензирования.
Приказ будет содержать следующие положения:
правила подготовки и представления доклада о лицензировании космической деятельности;
перечень сведений, включаемых в доклад о лицензировании космической деятельности;
показатели мониторинга эффективности лицензировании космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
4. "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которой Госкорпорации "Роскосмос" как контролирующему органу будет вменяться в обязанность осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ей программами профилактики нарушений обязательных требований.
Приказ будет содержать:
цель и задачи программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
ожидаемые результаты и срок реализации указанной выше программы;
план-график проведения соответствующих профилактических мероприятий;
перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
5. "Об утверждении перечня должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований".
Обоснование необходимости: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" в рамках законодательно вмененной обязанности объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований должна будет утвердить перечень должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
6. "О служебных удостоверениях должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статьи 14 и 18 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с положениями которых должностные лица органа государственного контроля при проведении государственного контроля обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
Приказом будет утвержден образец служебного удостоверения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля в сфере космической деятельности, и вкладыша к нему, а также порядок выдачи указанных служебных удостоверений.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
Предполагаемый срок подготовки указанных выше проектов: в течение трех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении. Более конкретные сроки подготовки проектов будут определены Правительством Российской Федерации после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении (пункты 911 и 912 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260).
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от "_____" ________________ г. N _______
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Дубика Сергея Николаевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.