Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(от 05.04.2018 г. N 8754-СШ/Д26и)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 (далее - поручение N Пр-2167) и Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 30 октября 2017 г. N ИШ-П13-7283 и представлен для подготовки настоящего заключения впервые. Регулирование, предлагаемое проектом акта, направлено на сокращение теневого сектора рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и повышение прозрачности оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 25 декабря 2017 г. по 22 января 2018 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=76709.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, по проекту акта и сводному отчету поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения об их учете.
Однако необходимо отметить, что позицию разработчика по замечаниям и предложениям по проекту акта, представленным Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, нельзя считать достаточно проработанной. Кроме того, разработчиком не рассмотрен размещенный на официальном сайте отзыв по проекту акта ПАО "Красносельский Ювелирпром".
Таким образом, по результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены не в полном объеме.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 15 марта 2018 г. по 21 марта 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены положительная позиция по проекту акта от Ассоциации "Гильдия ювелиров России", а также замечания и предложения от ОАО "Красцветмет" и АК "АЛРОСА" (ПАО).
Не учтенные в данном заключении предложения приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
В отношении регулирования, предлагаемого проектом акта, отмечаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не проводятся плановые проверки.
Согласно части 6.1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют в органы прокуратуры утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
В этой связи следует отметить, что поскольку планы проведения плановых проверок на 2018 год уже утверждены органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не представляется возможным снять запрет на проведение плановых проверок в 2018 году в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Проект акта предусматривает внесение изменений в часть 9 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в части установления возможности органам государственного контроля (надзора) проводить плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с периодичностью два и более раза в три года.
Таким образом, проект акта, с одной стороны, направлен на снятие запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленного частью 1 статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ, а с другой стороны - устанавливает возможность проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов с периодичностью более одного раза в три года, что не предусмотрено поручением N Пр-2167.
По мнению Минэкономразвития России, указанные разработчиком в сводном отчете и прочих пояснительных материалах к проекту акта проблемы, связанные с организацией и осуществлением федерального государственного пробирного надзора, могут быть решены путем применения нового инструмента контрольно-надзорной деятельности - риск-ориентированного подхода.
Разработка и использование критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками рынка ювелирной продукции, к определенным категориям риска позволит проводить плановые проверки в отношении субъектов высокой категории риска чаще, чем один раз в три года. Кроме того, необходимость формирования и ведения органами государственного контроля (надзора) перечней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым присвоены соответствующие категории риска, позволит повысить прозрачность и эффективность государственного контроля (надзора).
Аналогичная позиция Минэкономразвития России ранее уже была доведена до сведения разработчика письмом от 15 декабря 2017 г. N 36319-СШ/Д24и и сохраняет свою актуальность.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Кроме того в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.