Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(подготовлен Минпромторгом России 04.04.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ, Закон) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники (далее - деятельность в области вооружения и военной техники) является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
С 1 января 2015 года функции лицензирующего органа в данной области выполняет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Указанная деятельность осуществляется в интересах государства для обеспечения его обороноспособности и безопасности.
Учитывая эти обстоятельства к лицензиатам, осуществляющим указанную деятельность, предъявляется ряд особых лицензионных требований, закрепленных в Положении о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2012 г. N 581.
Нарушение (несоблюдение) указанных требований может нанести ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности Российского государства.
В этой связи, в целях предупреждения, выявления и пресечения подобных нарушений (несоблюдения) юридическими лицами обязательных лицензионных требований, в ходе осуществления лицензируемой деятельности, действующим законодательством предусмотрена возможность приостановления или прекращения действия лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ действие лицензии, в общем порядке, приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1);
назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Частью 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрены общие основания для прекращения действия лицензии. К ним относятся:
представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности (пункт 1);
прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 2);
прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) (пункт 3);
наличие решения суда об аннулировании лицензии (пункт 4).
С учетом последствий нарушения (несоблюдения) лицензиатом обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности в области вооружения и военной техники, действующий механизм приостановления и прекращения действия лицензий в административном порядке, предусмотренный статьей 20 Федерального закона N 99-ФЗ, не позволяет Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, как лицензирующему органу, в полной мере достигать целей и задач лицензирования, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
В этой связи возникла необходимость внести в статью 20 Федерального закона N 99-ФЗ изменения, включив в него нормы, наделяющие Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, как лицензирующий орган в области вооружения и военной техники, полномочиями по приостановлению и прекращению действия лицензий в административном порядке.
Предлагается установить следующие дополнительные основания для приостановления действия лицензии на деятельность в области ВВТ:
нарушение лицензионного требования об обязанности лицензиата заключать (разрабатывать) договоры (контракты) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации по работам (услугам), составляющим лицензируемый вид деятельности, и в отношении номенклатуры вооружения и военной техники, указанным в приложении к лицензии, при наличии у лицензиата необходимых производственных мощностей;
нарушение лицензионных требований, которые повлекли за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне и (или) безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера или повлекли причинение такого вреда либо возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
нарушение двух или более лицензионных требований, не повлекшее угрозу наступления указанных выше последствий или наступление этих последствий.
Кроме того, предлагается дополнить указанную статью еще одним основанием для прекращения в административном порядке действия лицензии, предоставленной на осуществление деятельности в области вооружения и военной техники, -неустранение в установленный лицензирующим органом срок нарушений лицензионных требований, повлекших приостановление действия лицензии в указанных выше случаях.
Введение данных норм позволит исключить угрозу нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности Российского государства или причинение такого вреда либо возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В целях обеспечения гарантий защиты прав и законных интересов юридических лиц - лицензиатов предлагается предусмотреть, что решения о приостановлении и прекращении действия лицензии будут приобретать юридическую силу либо после истечения срока на их обжалование (когда лицензиат согласился с законностью и обоснованностью решения лицензирующего органа), либо после вступления в законную силу решения суда об отклонении жалобы (когда законность и обоснованность решения лицензирующего органа подтверждена судебным решением).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.