Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 11.01.07 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания"
(подготовлен Минобрнауки России 06.04.2018 г.)
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 11.01.07 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ
ЛИНЕЙНО-КАБЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ И ПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 11.01.07 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации/
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл |
не менее 972 |
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций квалифицированного рабочего, служащего при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификаций квалифицированного рабочего, служащего |
Эксплуатация, монтаж и обслуживание волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий. |
электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации |
Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств. |
электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации |
Эксплуатация, монтаж и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств. |
электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации |
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Эксплуатация, монтаж и обслуживание волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий.
ПК 1.1. Проводить измерения на волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линиях связи.
ПК 1.2. Заполнять протокол простейших измерений физических характеристик измеряемых кабелей, обрабатывать и хранить его в электронном виде.
3.4.2 Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств
ПК 2.1. Устанавливать (заменять), укреплять и выправлять опоры и стойки, ручным и механизированным способом.
ПК 2.2. Обслуживать оконечные кабельные устройства.
ПК 2.3. Изготавливать и окрашивать вспомогательные устройства.
3.4.3. Эксплуатация, монтаж и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств.
ПК 3.1. Участвовать в прокладке кабеля в телефонной канализации ручным и механизированным способом.
ПК 3.2. Проводить работы по строительству городской телефонной канализации в составе бригады кабельщиков.
ПК 3.3. Прокладывать и докладывать трубы телефонной канализации.
ПК 3.4. Выполнять работы, связанные с паспортизацией трасс.
ПК 3.5. Обеспечивать техническое обслуживание канализационных сооружений.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к ФГОС СПО по профессии
11.01.07 Электромонтер по ремонту
линейно-кабельных сооружений
телефонной связи и проводного вещания
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 11.01.05 Монтажник связи
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
06.020 |
Профессиональный стандарт "Кабельщик-спайщик", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 октября 2014 г. N 688н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34644) |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по профессии
11.01.07 Электромонтер по ремонту
линейно-кабельных сооружений
телефонной связи и проводного вещания
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии к ФГОС СПО по профессии 11.01.07 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Эксплуатация, монтаж и обслуживание волоконно-оптических и медно-жильных кабельных |
Знать: - элементарные основы электротехники и основы телефонии - материалы, инструмент и приборы для эксплуатации и технического обслуживания волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий связи; - правила выполнения электрических и специальных измерений; - принцип обработки результатов измерений; - правила заполнения протокола измерений; - принципы построения ISDH, ADSL; - параметры для работы ISDH, ADSL; - основные и производные единицы измерения линейных, угловых, электрических и физических величин; - принцип работы и устройство основных измерительных приборов и устройств; - основные понятия системы маркировки радиоэлектронных компонентов; - понятия погрешности измерений; - основные понятия системы поверки средств измерений - технологию входного контроля оптического кабеля на кабельной площадке - конструктивные особенности всех обслуживаемых кабелей, в том числе оптических - правила и инструкции по охране труда - отдельные положения правил, руководств и инструкций по эксплуатации кабельных сооружений - технологию измерений параметров и испытаний оптических кабелей местных сетей связи - методику обработки рефлексограмм с использованием программного обеспечения - технологию монтажа оптоволоконных муфт различных типов - технологию герметизации муфт горячим или холодным способом - организацию обслуживания волоконно-оптических линий связи - методы отыскания мест повреждения волоконно-оптических линий связи - методы устранения повреждений оптического волокна - методы определения мест повреждения оптического кабеля - нормы приемо-сдаточных измерений элементарных кабельных участков уметь: - выбирать материалы, инструмент и приборы для эксплуатации и технического обслуживания кабельных линий связи; - уверенно пользоваться современными аналоговыми и цифровыми средствами измерений; - правильно выбирать средство измерений в зависимости от вида и требуемой точности; - уверенно пользоваться современными электронно-лучевыми и матричными осциллографами для исследования формы и параметров сложных аналоговых и импульсных сигналов; - проводить измерения на кабельных линиях связи; - проводить измерения кабелей переменным и постоянным током и составлять дефектные ведомости; - проводить простейшие измерения на линиях связи, проводить измерения погонного затухания оптического кабеля; - проводить измерения во всех муфтах волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) различными способами; - обрабатывать результаты измерений физических характеристик измеряемых кабелей, анализировать полученные результаты измерений на соответствие нормативным значениям и паспортным характеристикам; - заполнять протокол в соответствии с требованиями; - хранить протоколы в электронном виде; - пользоваться приборами для сложных измерений; - заполнять протокол параметров - проверять целостность кабельного барабана - проверять отсутствие внешних повреждений кабеля - пользоваться приспособлениями для обеспечения безопасного выполнения работ - пользоваться средствами индивидуальной защиты - разделывать оптический кабель - выполнять монтаж оптического кабеля - герметизировать муфту - выполнять текущий ремонт волоконно-оптических линий связи - работать с приборами и инструментами, используемыми при обслуживании волоконно-оптических линий связи - подготавливать исполнительную документацию иметь практический опыт: - эксплуатации волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий, проведения измерений; - измерения параметров оптических кабелей линий связи - анализа результатов измерений на соответствие нормативным значениям - разделки оптического кабеля и подготовка к монтажу муфт и кроссов - монтажа соединительных и разветвленных муфт, механических соединителей, коннекторов - выполнения плановых работ по восстановлению оптического волокна - определения мест повреждения и устранение повреждений оптического волокна - устранения повреждений в оконечных устройствах - обеспечения содержания распределительных шкафов, кабельных ящиков, распределительных коробок, смотровых устройств, шахт, необслуживаемых регенерационных пунктов и контрольно-измерительных приборов в надлежащем виде - контрольных измерений после окончания монтажа, ремонтных и восстановительных работ |
Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств. |
Знать - основы электротехники - правила и инструкции по охране труда - правила установки и замены опор и стоек; - принцип обработки и оснащения опор и приставок; - правила пользования механизированным инструментом при обработке и оснастке опор и приставок; - виды изоляторов, способы чистки изоляторов; - правила подготовки материалов и арматуры на складах и линии; - правила погрузки и разгрузки материалов; - принцип нумерации опор; - устройство, порядок установки и замены оконечных кабельных устройств; - порядок счета пар на воздушных линиях связи и оконечных устройствах; - приемы и материалы для чистки оконечных устройств Уметь - пользоваться приспособлениями для обеспечения безопасного выполнения работ - пользоваться средствами индивидуальной защиты - укреплять, заменять, пропитывать опоры; - обрабатывать и оснащать опоры и приставки механизированным способом; - заменять сложные деревянные опоры (угловые, полуанкерные, кабельные); - чистить изоляторы в соответствии с требованиями безопасности; - подготавливать материалы, арматуру на складах и линии; - нумеровать опоры в соответствии с требованиями; - расчищать трассу линии связи от порубочных остатков; - устанавливать оконечные кабельные устройства (кабельные ящики, распределительные коробки); - рассчитывать порядок счета на воздушных линиях связи и оконечных устройствах; - выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию оконечных кабельных устройств; - изготавливать вспомогательные устройства (предупредительные знаки, шлагбаум), окрашивать их в соответствии с требованиями инструкции; иметь практический опыт: - эксплуатации воздушных линий и абонентских устройств; - устранения повреждений в оконечных кабельных устройствах - контрольной прозвонки из оконечных устройств |
Эксплуатация, монтаж и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств |
Знать - основы электротехники и основы телефонии; - отдельные положения правил, руководств и инструкций по эксплуатации кабельных сооружений, - правила и инструкции по охране труда; - правила производства земляных работ при прокладке телефонной канализации и строительстве колодцев; - правила обращения с механизированным инструментом, - правила работы с кабельными массами и припоями, правила работы с газовой горелкой и паяльной лампой; - технологию работ по прокладке телефонной кабельной канализации; - устройства, заготовки каналов; - принципы заготовки каналов (требования к использованию разных кабелей); - принципы и правила прокладки кабеля в канализации, в шахте, коллекторе; - правила выкладки кабеля; - типы телефонных труб; - типы кабельных устройств; - основные требования паспортизации трасс; - виды паспортов; - порядок заполнения паспортов при выполнении технического обслуживания и ремонта; - технологию производства работ по осмотру и ремонту телефонной кабельной канализации
- Способы определения трасс междугородных кабелей на местности с помощью технической документации - Правила нумерации смотровых устройств и каналов телефонной канализации кабелей, распределительных телефонных шкафов, защитных полос, распределительных коробок (кабельных ящиков) и боксов - Марки кабелей, припоев и кабельных масс - Способы монтажа различных кабелей - Назначение и принцип действия простейших измерительных приборов, применяемых при эксплуатации кабелей - Правила проверки исправности жил и оболочек кабеля - Правила учета кабельных повреждений - Методы измерения кабелей постоянным током и определения мест повреждения в них Уметь - производить земляные работы при прокладке телефонной канализации и строительстве колодцев; - выполнять работы по прокладке телефонной кабельной канализации, по подвеске, перенизыванию и опусканию блоков и труб; - выполнять протяжку кабелей в канализацию в коллекторах, тоннелях и траншеях; - использовать кабели разных типов; - проводить работы по заготовке и выкладке кабеля; - выполнять работы по прокладке кабеля в канализации, шахте, коллекторе в составе бригады кабельщиков; - Прокладывать кабели в грунте, телефонной канализации и по стенам зданий - Подключать кабель к оборудованию для содержания под постоянным воздушным давлением - выполнять подвеску и опускание блоков кабельной телефонной канализации; - выполнять прокладку в коллекторах и протягивание в канализации кабелей; - заполнять паспорт при выполнении технического обслуживания и ремонта; - выполнять работы, связанные с технической паспортизацией трасс (обследование телефонных колодцев, трасс кабельных и воздушных линий, телефонной канализации); - выполнять паспортизацию кабелей (назначение линейных данных на новые установки); - выполнять работы по осмотру телефонной канализации; - выполнять работы по заделке каналов телефонной канализации; - составлять растворы, применяемые на линии для ремонта телефонной канализации; - Осуществлять осмотр и профилактическое обслуживание кабелей и их оконечных устройств - Выполнять поиск места повреждений кабелей - Устранять повреждения кабелей, проложенных в грунте, кабельной канализации, по стенам и в каналах стен зданий, подвесных кабелей - Пользоваться приспособлениями для обеспечения безопасного выполнения работ - Пользоваться средствами индивидуальной защиты - Проводить проверку оболочек кабеля на герметичность визуально, с помощью силикагеля - Находить место повреждения кабеля и в оконечных кабельных устройствах - Проводить замену или ремонт кабеля - Проводить ремонт оконечных кабельных устройств - Разделывать, монтировать кабели различных типов - Герметизировать оболочки кабеля и муфты ("холодным способом", с применением термоусаживаемых материалов) - Осуществлять монтаж линейных устройств автоматического регулирования усиления - Распределять функции между членами бригады в соответствии с их квалификацией - Осуществлять контроль выполнения технологии производства работ по текущему содержанию, текущему и капитальному, ремонту междугородных и городских кабелей иметь практический опыт: - эксплуатации и ремонта городской кабельной канализации и смотровых устройств; - проведения плановых измерений электрических параметров кабеля; - проведения контрольных измерений после выполнения ремонтных и восстановительных работ; - измерения по уточнению трассы кабельной линии и глубины залегания кабеля; - монтажа линейных устройств автоматического регулирования усиления; - симметрирования низкочастотных кабелей при наращивании шагов, экранированных пар, высокочастотных кабелей - выполнения работ по текущему содержанию, текущему и капитальному ремонту междугородных и городских кабелей - монтажа междугородных кабелей и кабелей, уплотненных системами передачи - выполнения механического монтажа распределительных шкафов и кабельных боксов - выполнения кроссировки в распределительных шкафах и кабельных боксах - устранения повреждений в оконечных кабельных устройствах (боксах, кабельных ящиках, устройствах кабельных связи, устройствах кабельных переходных, распределительных коробках) - монтажа симметричных и всех коаксиальных кабелей в полиэтиленовых, стальных и алюминиевых оболочках ручным и механизированным способом - проведения осмотров и профилактического обслуживания всех типов междугородных кабелей и кабелей и их оконечных устройств - устранения повреждений в подземных, подвесных, настенных, подводных кабелях |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.