Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.11 Промышленное рыболовство"
(подготовлен Минобрнауки России 11.04.2018 г.)
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____" __________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.11 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 35.02.11 Промышленное рыболовство (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 15 Рыбоводство и рыболовство*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев
Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена "Старший техник", увеличивается на 1 год.
Срок получения образования по образовательной программе очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955)и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
- техник;
- старший техник.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
|
при получении квалификации специалиста среднего звена "Техник" |
при получении квалификации специалиста среднего звена "Старший техник" |
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
не менее 468 |
не менее 504 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
не менее 144 |
не менее 180 |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 612 |
не менее 648 |
Профессиональный цикл |
не менее 1728 |
не менее 2664 |
Государственная итоговая аттестация |
216 |
216 |
Общий объем образовательной программы: | ||
на базе среднего общего образования |
4464 |
5940 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
5940 |
7416 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена |
Изготовление и ремонт орудий рыболовства |
Техник Старший техник |
Эксплуатация промысловых комплексов |
Техник Старший техник |
Управление работами по промышленному лову гидробионтов |
Техник Старший техник |
Организация и управление работами в области промышленного рыболовства |
Старший техник |
Участие в проектировании и конструировании орудий рыболовства |
Старший техник |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, указанных в приложении N2 к настоящему ФГОС СПО |
Техник Старший техник |
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице N 2 настоящего ФГОС СПО:
3.4.1. Изготовление и ремонт орудий рыболовства:
ПК 1.1. Читать чертежи, эскизы и иную конструкторскую и технологическую документацию по изготовлению и ремонту орудий рыболовства.
ПК 1.2. Выполнять расчеты, связанные с технологическим процессом изготовления и (или) ремонта орудий рыболовства.
ПК 1.3. Подготавливать оборудование и материалы, средства измерения и контроля, необходимые для изготовления и ремонта различных орудий рыболовства.
ПК 1.4. Выполнять технологические операции по изготовлению орудий рыболовства вручную и механизированным способом и контролировать качество их выполнения.
ПК 1.5. Выполнять различные виды ремонта орудий рыболовства.
3.4.2. Эксплуатация промысловых комплексов:
ПК 2.1. Выполнять проверочные расчеты основных параметров промысловых машин, механизмов и устройств на их соответствие основным параметрам орудия рыболовства
ПК 2.2. Подготавливать к работе орудия рыболовства, промысловые машины, механизмы, устройства и приборы контроля орудий лова.
ПК 2.3. Выполнять технологические операции по эксплуатации различных орудий рыболовства, промысловых машин, механизмов, устройств и приборов контроля орудий лова.
ПК 2.4. Осуществлять частичное техническое обслуживание промысловых машин, механизмов и устройств.
ПК 2.5. Оформлять эксплуатационные документы
3.4.3. Управление работами по промышленному лову гидробионтов:
ПК 3.1. Управлять работой трудового коллектива, осуществляющего промышленный лов гидробионтов.
ПК 3.2. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 3.3. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
3.4.4. Организация и управление работами в области промышленного рыболовства
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей промышленного рыболовства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать изготовление и ремонт орудий рыболовства на рыболовном судне (тоне, рыбацком стане).
ПК 4.4. Организовывать эксплуатацию орудий рыболовства, промысловых машин, механизмов, устройств и приборов контроля орудий лова.
ПК 4.5.Организовывать работу промысловых судов (мастера участка, бригады, старших и флагманских мастеров добычи, начальников промысловых экспедиций (промысловых районов)) по освоению водных биологических ресурсов (выбор водных биологических ресурсов и повышение эффективности работы рыбодобывающей организации).
ПК 4.6. Обеспечивать снабжение рыбодобывающей организации орудиями рыболовства, промысловым вооружением и инвентарем.
ПК 4.7. Подготавливать и проводить испытания усовершенствованных и новых орудий рыболовства, промысловых схем и технологий.
ПК 4.8. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области промыслового лова гидробионтов.
3.4.5. Участие в проектировании и конструировании орудий рыболовства
ПК 5.1. Разрабатывать чертежи на орудия рыболовства.
ПК 5.2. Разрабатывать текстовые, в том числе эксплуатационные, документы на орудия рыболовства
ПК 5.3. Выполнять расчеты технических характеристик орудий рыболовства.
3.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 3 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к ФГОС СПО по специальности
35.02.11 Промышленное рыболовство
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 35.02.11 Промышленное рыболовство
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
15.001 |
Профессиональный стандарт "Изготовитель орудий лова", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 185н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33042) Внесение изменений утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г., N 727 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230) |
15.002 |
Профессиональный стандарт "Инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2014 г., регистрационный N 32257) Внесение изменений утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г., N 727 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230) |
15.003 |
Профессиональный стандарт "Специалист по добыче рыбы", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 207н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2014 г., регистрационный N 32457) Внесение изменений утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г., N 727 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230) |
15.007 |
Профессиональный стандарт "Мастер по добыче рыбы", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2014 г., регистрационный N 34184) Внесение изменений утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г., N 727 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230) |
15.013 |
Профессиональный стандарт "Оператор рыбопромысловых машин", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1086н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный N 35673) Внесение изменений утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г., N 727 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230) |
15.016 |
Профессиональный стандарт "Матрос на судах рыбопромыслового флота", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 марта 2015 г. N 188н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2015 г., регистрационный N 36850) |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по специальности
35.02.11 Промышленное рыболовство
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.11 ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953) и от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
Добыча и переработка рыбы и морепродуктов | |
12380 |
Изготовитель орудий лова |
13838 |
Машинист машин и механизмов внутренних водоемов |
14164 |
Машинист рыбопромысловых машин и механизмов |
18095 |
Рыбак прибрежного лова |
Речной и морской флот, флот рыбной промышленности | |
|
Матрос |
Приложение N 3
К ФГОС СПО по специальности
35.02.11 Промышленное рыболовство
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 35.02.11 Промышленное рыболовство
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Изготовление и ремонт орудий рыболовства
|
знать: назначение рыболовных волокнистых материалов, их виды и физико-технические свойства; методику определения физико-технических свойств рыболовных волокнистых материалов; конструктивные особенности нитевидных и сетевидных материалов; виды материалов для изготовления деталей остропки и оснастки орудий рыболовства, их физико-технические свойства; содержание стандартов на нитевидные и сетевидные материалы; условные обозначения рыболовных материалов и технологических операций, приводимых в текстовых документах и на чертежах орудий рыболовства; задачу и методику проведения экспертизы рыболовных волокнистых материалов; приборы и инструменты для проведения экспертизы рыболовных материалов, их принцип действия и безопасные приемы работы с ними; приемы выполнения сетных и такелажных работ при изготовлении и ремонте орудий рыболовства; перечень инструментов, оборудования и приспособлений для выполнения сетных и такелажных работ; назначение и виды технологической документации; методику расчета циклов кройки, вязки и соединения сетных деталей; методику расчета конструктивных элементов посадки; виды износа рыболовных материалов и способы увеличения срока их службы; методику определения степени износа и промысловой годности орудий промышленного рыболовства; виды и возможности средств измерений; методы контроля заданных размеров орудий рыболовства; цели и методы расчета орудий рыболовства; основы расчета сопротивления орудий рыболовства при их статическом и динамическом равновесии; основы расчета расхода сетематериалов; сущность аналитического и графостатического методов расчета орудий рыболовства; основы расчета агрегатного сопротивления тралов и потребной мощности судна для их буксировки; основы расчета оснастки для различных орудий рыболовства; основы расчета конструктивных элементов объячеивающих орудий рыболовства; основы расчета распорных устройств тралирующих орудий рыболовства; основы расчета стационарных и повреждающих орудий рыболовства; уметь: читать чертежи и спецификации орудий рыболовства; составлять технологические схемы изготовления орудий рыболовства; выбирать технологическую оснастку; контролировать заданные размеры изготавливаемых деталей орудий рыболовства; определять сопротивление орудий рыболовства под действием внешних сил; определять подъемную и потопляющую силы орудий рыболовства, находящихся в статическом и динамическом равновесии; определять материалоемкость орудий рыболовства; определять количество оснастки для орудий рыболовства; определять основные параметры и конструктивные элементы орудий рыболовства; оформлять чертежи раскроя, остропки, оснастки и вооружения орудий рыболовства; определять вид и физико-технические свойства волокнистых рыболовных материалов; подбирать материалы для изготовления и ремонта орудий рыболовства; обозначать волокнистые рыболовные материалы в текстовых документах; определять жгутовые и посадочные размеры сетных деталей; производить экспертизу рыболовных волокнистых материалов; выполнять ручную вязку, кройку, соединение и посадку сетных деталей; выполнять такелажные работы при изготовлении и ремонте орудий рыболовства; выполнять расчеты по определению циклов вязки, кройки и соединения сетных деталей; определять конструктивные элементы посадки; пользоваться инструментами, оборудованием и приспособлениями при выполнении сетных и такелажных работ; пользоваться справочной литературой при выполнении расчетов; иметь практический опыт в: изготовлении или ремонте орудий рыболовства вручную и на различном оборудовании. |
Эксплуатация промысловых комплексов
|
знать: устройство и назначение орудий рыболовства, основные параметры орудий рыболовства; процессы и операции, связанные с подготовкой и эксплуатацией орудий рыболовства; основные направления по совершенствованию орудий рыболовства, общие сведения о рыболовных судах; промысловые устройства рыболовных судов; организацию берегового рыбацкого стана; промысловые схемы лова гидробионтов; назначение и состав промысловых машин, механизмов и устройств; основные параметры промысловых машин, механизмов и устройств; основные принципы действия навивных и фрикционных тяговых барабанов промысловых машин и механизмов; основы расчетов промысловых машин и механизмов; основные средства автоматизации процессов добычи гидробионтов; сроки и виды технического обслуживания промысловых машин, механизмов и устройств. общие сведения о правилах рыболовства; общие сведения о районах промысла; общие сведения о сырьевой базе рыбной промышленности; общие сведения об общем допустимом улове назначение, состав и принцип действия приборов поиска рыбы; назначение, состав и принцип действия приборов контроля параметров орудий рыболовства; уметь: определять назначение основных орудий рыболовства; определять промысловую годность и степень износа орудий рыболовства; читать чертежи на орудия рыболовства; производить подбор типовых средств механизации и автоматизации в соответствие с видом промысла; производить анализ промысловых схем, определять их производительность, коэффициенты механизации, опасности и использования промыслового времени; осуществлять частичное техническое обслуживание промысловых машин, механизмов и устройств; подготавливать промысловые устройства к освидетельствованию; осуществлять дефектацию устройств; составлять отчетные документы по орудиям рыболовства и промысловому вооружению; готовить к работе орудия рыболовства, промысловые машин, механизмы и устройства; выполнять технологические операции при эксплуатации промысловых комплексов: орудий рыболовства, промысловых машин, механизмов и устройств; расшифровывать показания приборов контроля параметров орудий рыболовства. иметь практический опыт в: подготовке к работе различных видов орудий рыболовства, промысловых машин, механизмов и устройств; выполнении технологических операций при эксплуатации промысловых комплексов: орудий рыболовства, промысловых машин, механизмов и устройств; |
Управление работами по промышленному лову гидробионтов |
знать: основы организации промыслового лова гидробионтов; структуру организации и руководимого подразделения; характер взаимодействия с другими подразделениями; функциональные обязанности работников и руководителей; основные производственные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений; методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей; виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование работников; методы оценивания качества выполняемых работ; правила первичного документооборота, учета и отчетности. уметь: рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели промыслового лова гидробионтов; планировать работу исполнителей; инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ; подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала; оценивать качество выполняемых работ; иметь практический опыт: участия в планировании и анализе производственных показателей рыбодобывающей организации и ее структурного подразделения; участия в управлении первичным трудовым коллективом; ведения документации установленного образца. |
Организация и управление работами в области промышленного рыболовства |
знать: характеристики рынка продукции и услуг по поставкам технических средствах рыболовства; организацию производственных и технологических процессов промышленного лова гидробионтов; структуру организации и руководимого подразделения; характер взаимодействия с другими подразделениями; функциональные обязанности мастера участка, бригады, старших и флагманских мастеров добычи, начальников промысловых экспедиций (промысловых районов); основные перспективы развития малого бизнеса в отрасли; особенности структуры и функционирования малого предприятия; производственные показатели промышленной ловли гидробионтов; методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей; виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование работников; методы оценивания качества выполняемых работ; правила первичного документооборота, учета и отчетности; морское и рыболовное право; способы обеспечения рациональной эксплуатации водных биологических ресурсов. уметь: анализировать состояние рынка продукции и услуг по поставкам технических средствах рыболовства, выбирать комплектующие и материалы, используемые в технических средствах рыболовства; планировать работу структурного подразделения организации отрасли и малого предприятия; рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели промыслового лова гидробионтов; рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб, причиняемый окружающей среде при выполнении работ и оказании услуг в области профессиональной деятельности; определять и контролировать режимы эксплуатации орудия рыболовства; инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ; разрабатывать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала; оценивать качество выполняемых работ; работать с промысловым журналом; составлять отчеты по вылову водных биологических ресурсов; иметь практический опыт: планирования и анализа производственных показателей промыслового лова гидробионтов в открытых районах Мирового океана (внутренних морских водах, реках, озерах, водохранилищах); участия в управлении трудовым коллективом; выбора и обоснования орудий лова, промысловой техники и других видов снабжения для рыбодобывающей организации ведения документации установленного образца; |
Участие в проектировании и конструировании орудий рыболовства |
знать: системы и методы проектирования; принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства; технические характеристики и экономические показатели существующих отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым; стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации; средства автоматизации проектирования; применяемые в конструкциях материалы и их свойства; порядок и методы проведения патентных исследований; основы изобретательства; основы технической эстетики и художественного конструирования; методики расчетов технических характеристик орудий рыболовства. уметь: оформлять в электронном виде чертеж общего вида с упрощенным изображением вариантов конструкций орудия рыболовства на стадиях технического предложения и технического проекта; оформлять в электронном виде пояснительную записку с расчетами, описанием и обоснованием выбранного варианта конструкции орудия рыболовства на стадиях технического предложения и технического проекта; оформлять в электронном виде рабочие сборочные чертежи орудия рыболовства и его составных частей; оформлять в электронном виде рабочие спецификации на сборочные чертежи орудия рыболовства и его составные части; оформлять в электронном виде технические условия и эксплуатационную документацию на орудия рыболовства; выполнять расчеты гидродинамических характеристик орудий рыболовства; выполнять расчеты силовых характеристик орудий рыболовства; выполнять расчеты геометрических характеристик орудий рыболовства; выполнять расчеты скоростных характеристик орудий рыболовства; выполнять расчеты массы орудий рыболовства. иметь практический опыт: оформления чертежей орудий рыболовства; оформление текстовых документов на орудия рыболовства; выполнения расчетов технических характеристик орудий рыболовства. |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27,ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320;N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.