Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(подготовлен Минтрудом России 20.04.2018 г.)
В соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) "меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей. ".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой" (далее- Постановление), положение части четвертой статьи 14 Закона признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.
При этом пунктом 2 резолютивной части Постановления постановлено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - проект федерального закона) в целях приведения ее положений в соответствие с Постановлением предусматривается внесение изменений в статью 14, в том числе в ее четвертую часть.
Пунктом 13 части первой статьи 14 Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется ежемесячная денежная компенсация, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
По буквальному смыслу пункта 13 части первой статьи 14 Закона предусмотренная им компенсация гарантируется гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, что свидетельствует об адресном назначении данной выплаты, неразрывно связанной с личностью инвалида и призванной способствовать восстановлению и поддержанию его здоровья, а также для надлежащего исполнения им семейных обязанностей в отношении малолетних детей.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, входящая в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие воздействия радиационного излучения, призвана компенсировать потерпевшим дополнительные расходы на приобретение продовольственных товаров в пределах суммы, определенной законодателем (Определение от 2 апреля 2009 года N 476-О-П).
Учитывая изложенное, в пункте 13 части первой статьи 14 Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
В этой связи право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не распространялось на супругов граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и супругов инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
Вопрос о применении данной нормы рассматривался Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2010 г. N 22-В10-1), которой было отмечено: "Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки".
Кроме того, в данном Определении Верховного Суда Российской Федерации указано, что "право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону, при их жизни, соответственно, не распространяется и после смерти".
Указанная позиция Верховного Суда Российской Федерации была также отражена в Определении от 17 июня 2011 г. N 18-В11-27, от 25 января 2016 г. N 5-КГ15-125 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 г.
Учитывая изложенное, а также то, что вдовам, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших инвалидов, выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров при жизни супруга не предоставлялась, в целях устранения установленной Постановлением неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона, в статью 14 Закона предлагается внести соответствующие изменения.
Так, в части четвертой статьи 14 Закона проектом федерального закона предлагается слова "12 - 15" заменить словами "12, 14 и 15", при этом дополнить данную статью Закона частью пятой, устраняющей неопределенность нормативного содержания части четвертой этой статьи Закона в части предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти (гибели) отдельных категорий граждан, поименованных в указанной части статьи 14 Закона.
Одновременно, учитывая различное понимание правоприменителем как круга лиц, которые вправе рассчитывать на предоставление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, так и условий установления данной выплаты, являвшихся следствием неопределенности предписаний норм части четвертой статьи 14 Закона, позволяющих в настоящее время принимать, в том числе прямо противоположные решения как о назначении данной выплаты тем членам семей, которые при жизни кормильца ее не получали (в частности, вдовам инвалидов-чернобыльцев), так и об отказе в ее назначении, проектом федерального закона предлагается за семьями, которые указаны в части четвертой Закона и которым эта выплата была назначена до дня вступления в силу Федерального закона, сохранить право на получение данной меры социальной поддержки на условиях, установленных Законом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона), до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дополнительных средств федерального бюджета на реализацию проекта федерального закона не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.