Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минюстом России 03.05.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) направлен на обеспечение восстановления прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в ходе обращения судебным приставом-исполнителем взыскания на денежные средства и имущество должника.
Согласно части 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебным приставом-исполнителем в целях установления имущественного положения должника у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Практика применения судами норм Закона об исполнительном производстве в части сведений, которые могут быть запрошены судебным приставом-исполнителем у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, неоднородна.
Перечень вышеуказанных сведений трактуется банками и иными кредитными организациями как закрытый и не подлежащий расширенному толкованию.
Извлекая преимущество из складывающейся судебной практики, недобросовестные должники имеют возможность перевода денежных средств, получаемых, например, в силу гражданско-правового договора, на счета иных видов, не входящих в установленный перечень (текущие, специальные, депозитные). Также должники имеют возможность заключить договор хранения ценностей в банке с использованием индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке).
В свою очередь, руководствуясь статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", кредитными организациями предоставляются налоговым органам и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по счетам и вкладам физических лиц, т.е. по всем видам банковских счетов.
В целях исключения неопределенности в части объема запрашиваемых судебным приставом-исполнителем сведений у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, а также с учетом характера сведений, которые могут иметься в налоговых органах, банках и кредитных организациях, законопроектом предлагается внести изменения в статью 69 Закона об исполнительном производстве, предусмотрев отдельно перечень сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов, и отдельно перечень сведений, которые могут быть запрошены у банков и кредитных организаций.
Так, в соответствии с законопроектом у налоговых органов могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, вклады (депозиты) должнику; о реквизитах счетов, вкладов (депозитов); о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого должником-организацией и должником-индивидуальным предпринимателем.
У банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о реквизитах счетов, вкладов (депозитов), остатке денежных средств на них, о движении денежных средств (совершенных операциях) на счетах, по вкладам (депозитам), а в отношении счетов эскроу также о сторонах и обязательствах по договору счета эскроу; о платежных документах по конкретным банковским операциям; о реквизитах электронного средства платежа, используемого должником, остатке электронных денежных средств и движении электронных денежных средств; о договорах, предусматривающих хранение ценностей должника в индивидуальном банковском сейфе (ячейке сейфа, изолированном помещении в банке), и условиях этих договоров, а также виде ценностей и их объеме в случаях, если банк осуществляет контроль за помещением данных ценностей в индивидуальный банковский сейф.
С учетом того, что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, предложенные законопроектом изменения позволят судебным приставам-исполнителям получать полную информацию об имеющихся в банке счетах, их видах и иных ценностях должников для полного, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.
При этом Законом об исполнительном производстве не урегулирован вопрос подтверждения наличия у взыскателя исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.
В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующее изменение в часть 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве.
Получение сведений из налоговых органов о доходах должника позволят судебным приставам-исполнителям своевременно и правильно рассчитывать задолженность по исполнительным производствам, в том числе и по алиментным обязательствам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (пункт 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П) законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по представлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
В целях соблюдения прав и свобод взыскателя и должника законодателем предусмотрен принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
При этом содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, а наиболее быстрым способом принудительного исполнения судебного решения является обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах должника.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.