Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан"
(подготовлен Минтрудом России 03.05.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска" (далее - Постановление N 9-П), которым данные законодательные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 9-П, указал, что специальный правовой механизм материального обеспечения судей в отставке, не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления инвалидности судьи, не связанной с его служебной деятельностью и препятствующей продолжению исполнения им полномочий судьи, в отличие, например, от военнослужащих, и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, пенсионным законодательством которых такая возможность предусмотрена.
Вместе с тем система обязательного пенсионного страхования, целью которой является формирование источников финансирования пенсий, в силу того, что судьи не подлежат обязательному пенсионному страхованию, не может обеспечить назначение страховой пенсии по инвалидности в размере, соотносимом с ежемесячным денежным вознаграждением судьи.
С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом предлагается дополнить статью 15 Закона N 3132-1 новым пунктом 51, закрепляющим за судьями, ставшими в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, ушедшими в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи до приобретения права на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьи, право на получение ежемесячного содержания по инвалидности в соответствии с Законом N 3132-1, либо на трудовую пенсию по инвалидности, назначаемую с применением Федерального закона N 126-ФЗ.
Размер ежемесячного содержания предлагается устанавливать в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности судьи (инвалидам I и II групп 3% за каждый полный год стажа в качестве судьи, инвалидам III группы - 2%) и выплачивать его в течение периода на который установлена инвалидность, но не более чем до реализации судьей права на получение ежемесячного пожизненного содержания.
В целях пересмотра ежемесячного денежного обеспечения по инвалидности и применения к нему районного коэффициента предлагаются изменения в абзацы сорок первый и сорок второй статьи 19 Закона N 3132-1.
Проектируемыми нормами предусматривается при определении размера ежемесячного денежного содержания по инвалидности применять порядок исчисления стажа, предусмотренный статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", в связи с чем в нее вносятся соответствующие изменения.
Помимо этого, законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 5 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ, предоставив гражданину возможность выбора учета периода службы (трудовой деятельности) в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) либо в выслугу лет (стаж работы) для назначения специального вида пенсионного обеспечения (пожизненного содержания судьи).
Таким образом, гражданин, которому назначена трудовая (страховая) пенсия с применением положений Федерального закона N 126-ФЗ, с включением в расчетный пенсионный капитал периодов службы (работы) также подлежащих включению в выслугу лет (в стаж работы в качестве судьи), и приобретший после назначения этой пенсии право на пенсию за выслугу лет (ежемесячное пожизненное содержание судьи), может обратиться об исключении этих периодов из страхового стажа, учтенного при исчислении трудовой пенсии, и использовать их при определении права на пенсию за выслугу лет (ежемесячное пожизненное содержание судьи).
В этом случае право на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и ее размер пересматриваются в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона N 126-ФЗ исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.
Поскольку, пунктом 5 статьи 15 Закона N 3132-1, включая изменения в него, предусматривается, что пребывающий в отставке судья имеет право на выплату пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание судьи (ежемесячное денежное содержание по инвалидности) в соответствии с Законом N 3132-1, то в случае реализации застрахованным лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшее после назначения ему трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, выплата пенсии прекращается.
Одновременно, учитывая, что периоды исполнения полномочий судьи учитываются при назначении трудовой (страховой) пенсии в соответствии с Федеральным законом N 126-ФЗ, проектируемым законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусмотрев их включение в страховой стаж наравне с периодами военной службы.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На реализацию законопроекта потребуется: 2018 г. - 31748993,28 руб.; 2019 г. - 64132968,24 руб.; 2020 г. - 66698293,32 руб. ассигнований федерального бюджета.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Реализация законопроекта будет осуществлена за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей на 2018 год и плановый период 2019 г. и 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.