Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа МВД России "Об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам"
(N 11417-СШ/Д26и от 26.04.2018 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа МВД России "Об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам" (далее соответственно - проект акта, проект Порядка), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МВД России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=77146.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 27 февраля по 13 марта 2018 года.
В ходе проведения оценки регулирующего воздействия был выявлен ряд рисков, затрудняющих достижение целей предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с пунктом 14.1 проекта Порядка при проведении обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется проверка учебно-материальной базы на соответствие требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в части поддержания технического состояния и оборудования транспортных средств в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, и проведения мероприятий, направленных на соблюдение требований безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 (далее - постановление N 966), к соискателю лицензии предъявляются требования о наличии у него согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Указ N 711).
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Указа N 711 на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдаче заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Действующие редакции подпункта "б" пункта 11 Указа N 711 и подпункта "д" пункта 5 постановления N 966 не позволяют однозначно сделать вывод о необходимости выдачи заключения о соответствии учебно-материальной базы организации требованиям части 1 статьи 16, части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Так, в частности, указанными статьями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не установлены требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, может быть сделан вывод о том, что действующее регулирование не наделяет Госавтоинспекцию полномочиями по определению соответствия учебно-материальной базы организации требованиям Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить из проекта акта нормы, устанавливающие необходимость обследования учебно-материальной базы организации на соответствие требованиям части 1 статьи 16, части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
При этом в случае необходимости проведения указанного обследования полагаем необходимым внести соответствующие изменения в постановление N 966 и Указ N 711.
2. Согласно пункту 14.2 проекта Порядка обследование также проводится на соответствие имеющихся условий реализации программ профессионального обучения требованиям Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказами Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 и от 12 мая 2015 г. N 486 (далее - примерные программы обучения), включающих организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические условия.
Определение термина "учебно-материальная база" ни в примерных программах обучения, ни в иных законодательных актах Российской Федерации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки водителей автомототранспортных средств, не установлено, содержание указанного термина не раскрывается.
При этом в соответствии с пунктами 4 и 6 постановления N 966 к соискателю лицензии и лицензиату в том числе предъявляются следующие требования:
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Кроме того, к лицензиату также предъявляются требования о наличии:
- печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Указанные требования проверяются Рособрнадзором при выдаче лицензий и в рамках лицензионного контроля.
В этой связи с целью недопущения проверки одних и тех же требований двумя контролирующими органами считаем необходимым исключить из проекта акта положения, предусматривающие проверку сотрудниками Госавтоинспекции учебно-материальной базы организации на соответствие кадровым и информационно-методическим условиям.
Кроме того, полагаем необходимым исключить из проекта приказа нормы, предусматривающие проверку сотрудниками Госавтоинспекции учебных кабинетов,их обустройства учебным оборудованием, техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями.
В этой связи также подлежит доработке пункт 16 проекта Порядка в части исключения необходимости предоставления копий документов педагогических работников.
3. Пунктом 15 проекта Порядка устанавливаются случаи, при которых осуществляется проведение обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Нормами постановления N 966 и Указа N 711 выдача заключений о соответствии учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, включающая проведение соответствующего обследования, в связи с истечением срока действия ранее выданного заключения, а также в связи с изменением учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в результате которого происходит изменение установленного количества обучающихся в год для реализуемой программы профессионального обучения, не предусмотрена.
Учитывая изложенное, пункты 15.2, 15.5 и 34 проекта Порядка подлежат исключению.
4. Пунктом 29 проекта Порядка установлено, что заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, выданное по результатам обследования всей учебно-материальной базы, действует 5 лет с даты его выдачи.
Вместе с тем в настоящее время законодательством Российской Федерации полномочия Госавтоинспекции по установлению срока действия указанного заключения не предусмотрены. Также указанное законодательство не содержит положений, предусматривающих возможность выдачи заключений на определенный срок.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 11 Указа N 711 установлено, что Госавтоинспекция осуществляет согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдачу заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Таким образом, выдача заключений лицензиатам законодательством Российской Федерации не предусмотрена*(1).
Учитывая изложенное, пункт 2 проекта акта, а также пункты 29 и 30 проекта Порядка подлежат исключению.
5. Пунктом 12 проекта Порядка установлен срок проведения обследования и выдачи заключения - не более 30 календарных дней с даты регистрации заявления в журнале учета и регистрации заявлений.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 проекта Порядка проведение обследования объекта недвижимости и направление акта проведения такого обследования в подразделение Госавтоинспекции осуществляется в срок не позднее 15 календарных дней. При этом детализация действий должностных лиц в оставшийся срок разработчиком не приведена. В этой связи можно сделать предположение, что в указанный срок будет выполнена только выдача заключения по результатам обследования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.2 сводного отчета ежегодное количество участников отношений составляет 8000 юридических лиц. Учитывая замечание 4 настоящего заключения, а также исключение дублирования контрольных мероприятий с Рособрандзором, круг лиц, на которых распространяется предлагаемое регулирование, и количество контрольных мероприятий могут быть значительно сокращены*(2). В этой связи срок, установленный пунктом 12 и 23 проекта Порядка, представляется чрезмерными.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным установить срок проведения обследования и выдачи заключения с учетом фактических трудозатрат, но не более 15 рабочих дней.
6. Разделом V проекта Порядка установлены случаи приостановления, возобновления и прекращения действия заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Вместе с тем Указом N 711 полномочия Госавтоинспекции по приостановлению, возобновлению и прекращению действия заключения не предусмотрены.
Учитывая изложенное, раздел V проекта Порядка подлежит исключению.
7. Минэкономразвития России при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия на приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (письмо от 24 апреля 2014 г. N 9065-ОФ/Д26и) отмечало, что процедура проведения контроля за соблюдением образовательной организацией требований в части соответствия учебно-материальной базы установленным требованиям не определена в связи с тем, что ни Госавтоинспекция в соответствии с Указом N 711, ни Рособрнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, не наделены полномочиями по проведению последующего контроля за такими требованиями.
Таким образом, в случае однократной выдачи заключения о соответствии учебно-материальной базы требованиям существует риск нарушения автошколами указанных требований без возможности последующего выявления и устранения таких нарушений.
Минэкономразвития России отмечало целесообразность определения порядка контроля за соблюдением требований к учебно-материальной базе организаций. Вместе с тем соответствующий порядок до настоящего момента не принят.
8. Проектом акта устанавливается порядок выдачи заключений о соответствии учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установленным требованиям. Указанные требования предусмотрены примерными программами обучения*(3).
Между тем пунктами 18 и 19 проекта Порядка предусмотрен расчет максимального количества обучающихся, что не является предметом регулирования проекта акта.
Таким образом, пункты 18 и 19 проекта Порядка подлежат исключению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
______________________________
*(1) За исключением случаев, предусмотренных постановлением N 966.
*(2) Будет распространяться только на новых участников отношений, а также в случаях при изменении учебно-материальной базы.
*(3) Например, расчет количества необходимых механических транспортных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.