Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрело указанное письмо Ростехнадзора по вопросу предоставления заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (далее - официальный сайт). ID проекта акта: 02/07/12-17/00077189.
Согласно информации, представленной в пункте 1.5 сводного отчета об оценке регулирующего воздействия, основанием для разработки проекта акта послужила необходимость реализации положений проекта федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)" (далее - законопроект). Таким образом, принятие проекта акта направлено на реализацию положений законопроекта, внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) 1 ноября 2017 г. и принятого Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2017 г.
В статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Учитывая то обстоятельство, что в отношении законопроекта до настоящего времени не завершены все стадии его принятия и, следовательно, в ходе рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой, предусмотренные им положения могут претерпеть значительные изменения, в том числе в части определения государственного строительного надзора, считаем разработку предлагаемого проектом акта регулирования преждевременной.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 3 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, оценка регулирующего воздействия проектов актов может проводиться федеральным органом исполнительной власти после принятия решения о подготовке проекта акта на основании и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. При этом положениями Правил не предусматривается возможность проведения оценки регулирующего воздействия на основании необходимости реализации положений проектов федеральных законов, что приводит к выводу об отсутствии правовых оснований для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект акта.
Также отмечаем, что в сложившихся условиях сделать вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не представляется возможным.
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России в ходе предварительного анализа положений проекта акта получило значительное количество позиций исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, содержащих замечания в отношении положений проекта акта и законопроекта, в том числе концептуального характера (прилагаются).
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Сводная таблица замечаний и предложений в отношении проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации"
NN ПП |
Нормативное требование проекта акта |
Замечания и предложения |
1. |
Пункты 2, 4 проекта акта, в целом по законопроекту |
Предусмотрено дополнение пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение) подпунктом "в", согласно которому государственный строительный надзор предполагается осуществлять в случаях, предусмотренных частью 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Вносимая в настоящее время в качестве поправки в Градостроительный кодекс часть 1.1 в редакции законопроекта предусматривает основания для осуществления государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капительного строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса. Исходя из положений пункта 4 проекта акта, государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса предполагается осуществлять в форме внеплановых проверок. При этом частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон 294-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки, с которым перечень оснований, предусмотренных частью 1.1. Градостроительного кодекса в редакции законопроекта не коррелирует. Во избежание нарушений со стороны контрольно-надзорных органов прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности представляется целесообразным в проекте акта и пункте 13 законопроекта при определении оснований проведения проверочных мероприятий дать ссылку на часть 2 статьи 10 Федерального закона 294-ФЗ. |
2. |
Пункт 4 проекта акта |
Пунктом 4 проекта акта предусмотрено внесение в Положение пункта 4.3, которым предусматривается, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок физических лиц, применяются положения Федерального закона 294-ФЗ. Согласно статье 1 Федерального закона 294-ФЗ им регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Если под физическими лицами в части 4 проекта постановления понимаются, в том числе индивидуальные предприниматели, представляется необходимым это прямо указать в тексте поправки. В противном случае основания применения при осуществлении государственного строительного надзора норм Федерального закона 294-ФЗ отсутствуют. |
3. |
Пункт 4 проекта акта |
Пункт 4 проекта акта содержит указание на план проверок. Не ясно соотношение понятий "план проверок" и "программа проведения проверок". |
4. |
Пункт 4.3 проекта акта, в целом по законопроекту |
Нормой, противоречащей действующему законодательству, считаем норму, которой статья 54 Градостроительного кодекса дополняется законопроектом частью 1.1, которая корреспондируется с нормами проекта акта. Указанные нормы предусматривают наделение органов государственного строительного надзора полномочиями, которые целям и предмету государственного строительного надзора не соответствуют. Органы государственного строительного надзора осуществляют надзор за соответствием выполняемых работ требованиям проектной документации при строительстве, реконструкции, проверка объектов, не требующих получения разрешения на строительство, надзор за выполнением работ не предполагает. В связи с изложенным, не поддерживаются положения законопроекта и проекта акта, предусматривающие наделение органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по проведению проверок в отношении в настоящее время не поднадзорных объектов капитального строительства, в том числе объектов, для которых в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса требуется получение разрешения на строительство. В рамках вышеуказанных проверок объектов капитального строительства для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется получение разрешений на строительство, органам государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации предлагается проверять соответствие параметров таких объектов предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных не только правилами землепользования и застройки муниципальных образований, но и параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом, федеральными законами, при том, что в действующем законодательстве и рассматриваемых законопроекте и проекте акта отсутствуют закрепленные понятия "параметры объектов капитального строительства", установленные: - правилами землепользования и застройки муниципальных образований; - проектной документацией; - иными федеральными законами. Таким образом, применение в редакциях законопроекта и проекта акта в предмете проверки таких формулировок, как проверка соответствия параметров объекта капитального строительства установленным правилам землепользования и застройки, и параметрам, установленным в Градостроительном кодексе и других федеральных законах, затруднит реализацию устанавливаемых полномочий для уполномоченных органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации, поскольку отсутствие конкретных обязательных требований, установленных законодательством, для таких проверок, повлечет за собой необоснованные дополнительные административные процедуры со стороны деятельности уполномоченных органов государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации и коррупционные риски. Перечень объектов, на строительство (реконструкцию) которых не требуется получение разрешения на строительство приведен в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. По своему смыслу, указанный перечень объединяет объекты, строительство которых не влечет появления риска возникновения серьезных негативных последствий при их строительстве (реконструкции) без разрешения на строительство, а так же с нарушениями обязательных требований. В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384- Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) в рамках технического регулирования определена идентификация зданий и сооружений по уровню ответственности. К самому низкому уровню ответственности (пониженный) отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Указанные принципы формирования уровня ответственности заложены и в рамках риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного строительного надзора, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N 1294 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации". Данные объекты исключены из проверочных мероприятий с учетом ограниченности последствий в случае нарушения требований безопасности. В соответствии с нормами пункта 4 части 1 статьи 39 Федерального закона N 384-ФЗ, государственный строительный надзор является формой обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), требованиям безопасности. Надзор за соблюдением требований безопасности осуществляется в рамках сферы технического регулирования в соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона N 384-ФЗ. В установленной сфере деятельности, отсутствуют требования по обеспечению соответствия предельным параметрам разрешенного строительства, которые по сути своей не являются требованиями безопасности. На основании вышеизложенного, проверка соответствия объектов не требующих получения разрешения на строительство, параметрам разрешенного строительства (реконструкции) установленным правилами землепользования и застройки, не являющимися требованиями безопасности при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, не может являться предметом осуществления государственного строительного надзора, т.к. строительство (реконструкция) указанных объектов не влечет появления риска возникновения серьезных негативных последствий. Результатом таких проверок, при введении части 63 в статью 54 Градостроительного кодекса подпункта 3 пункта 3.4. проекта акта, будет являться акт, составленный в двух экземплярах, и направление в орган местного самоуправления уведомления о самовольной постройке, для дальнейшего применения указанным органом полномочий в части сноса указанных объектов. Полагаем, что данная норма является избыточной, поскольку в результате ее применения, орган субъекта, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора фактически наделяется полномочиями органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Согласно положениям Градостроительного кодекса, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ) подготовка правил землепользования и застройки муниципальных образований относится к исключительным полномочиям указанных органов и направлена на решение вопросов местного значения в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3 статьи 30 Градостроительного кодекса). Согласно положениям статей 12, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и такие органы самостоятельны при решении вопросов местного значения. В этой связи органами местного самоуправления в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков. При этом Земельным кодексом установлено, что при использовании земельных участков его правообладатели (собственники, арендаторы) обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе в области градостроительства, экологии, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также требования, установленные градостроительными регламентами. Таким образом, проверки, установленные проектом закона и проектом акта, вменяемые для проведения органам государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации, должны проводить контрольные органы, созданные органами местного самоуправления при органах архитектуры и градостроительства муниципальных образований, а в необходимых случаях, совместно с муниципальным земельным контролем органов местного самоуправления. Кроме того, для определения большинства параметров разрешенного строительства (высота здания, % застройки, отступы от красных линий и пр.) необходимы натурные измерения объектов, что так же требует наличия поверенных средств измерений. При этом согласно подпункту 7 пункта 11 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129, при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов, т.е. проведение каких-либо самостоятельных измерений при проведении проверки указанным порядком не предусмотрено Оценка соответствия выполнения работ и применения строительных материалов требованиям технических регламентов и проектной документации при проведении проверочного мероприятия в отношении объекта капитального строительства, проектная документация которого не подлежит экспертизе, неизбежно потребует оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, что согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, фактически является дублированием функций органов и организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации. Количество таких объектов кратно превосходит количество объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса. Принятие указанной нормы, предусматривающей наделение органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по проведению проверок в отношении ранее не поднадзорных объектов капитального строительства, значительно увеличит количество проводимых органами государственного строительного надзора проверочных мероприятий, и соответственно потребует увеличения штатной численности должностных лиц и финансовых затрат органа государственного строительного надзора, что не учтено предлагаемым проектом, т.к. в финансово- экономическом обосновании указано, что принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, увеличение количества проверочных мероприятий, проводимых органами государственного строительного надзора не отвечает проводимой политике по внедрению риск-ориентированного подхода и снижению административной нагрузки на представителей среднего и малого предпринимательства. На основании изложенного, полагаем, что принятие вышеуказанных изменений и дополнений, предлагаемых к внесению в законопроект и проект акта, приведет к снижению эффективности деятельности органов государственного строительного надзора, в части обеспечения безопасности на объектах капитального строительства с повышенным и нормальным уровнем ответственности.
Кроме того, согласно подпунктам 3,4 пункта 4.3 проекта акта орган государственного строительного надзора по итогам проверки составляет акт в 2 экземплярах. Второй экземпляр остается в деле органа государственного строительного надзора. Предписание, заключение о соответствии не выдается. Вышеуказанное противоречит пункту 5 Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора Рд-11-03-2006, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130, поскольку остается не понятным, что делать органу государственного строительного надзора дальше, формировать дела, подшивать акты и сдавать в архив, является ли это конечным результатом деятельности органа. |
5. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта, регулирование не актуальна, так как проект постановления разработан в целях реализации норм законопроекта, который принят в первом чтении и находится на стадии представления поправок. Таким образом, предлагаемые законопроектом к внесению изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части осуществления регионального государственного строительного надзора до настоящего времени не приняты и, соответственно, не вступили в законную силу. |
6. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проблема, указанная в пункте 3.1 сводного отчета представляется не актуальной. При обращении застройщиков (физических лиц), о начале строительства, реконструкции объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе, например, служба государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа руководствуется действующим положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 и порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129. Фактически проблемы указанной в пункте 3.1. Сводного отчета не существует, так как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления государственного строительного надзора, не содержат запрета на их применение в отношении физических лиц. Проблема заключается в другом - отсутствии со стороны органов местного самоуправления, контроля за соответствием параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, параметрам, установленным Градостроительным кодексом и иными федеральными законами. |
7. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проблема, описанная разработчиком в сводном отчёте не актуальна, а создана в нарушение существующих требований, установленных в Градостроительном кодексе. В действующей редакции Градостроительного кодекса в полной мере прописаны полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. А именно в статье 8 Градостроительного кодекса установлены полномочия органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов и городских округов, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, принятию решений о развитии застроенных территорий, проведению осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры, заключению договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, принятию решения о комплексном развитии территории. То есть наделение органов государственного строительного надзора функциями, возложенными на органы местного самоуправления приведёт к двойному неуправляемому контролю при строительстве объектов. |
8. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Вследствие принятия проекта акта положительных эффектов ожидать не следует. Согласно законопроекту, органы государственного строительного надзора наделяются правом проводить проверки объектов, в отношении которых Градостроительным кодексом не предусматривается осуществление государственного строительного надзора, в нарушение пункта 4 статьи 3 федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". |
9. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Предлагаемые дополнения в Положение об осуществление государственного строительного надзора в части предмета государственного строительного надзора объектов при строительстве, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется и проведение проверок соответствия параметров таких объектов предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки и параметрам объектов капитального строительства, установленным кодексом и иными федеральными законами приведут к тупиковой ситуации при осуществлении государственного строительного надзора, так как государственный строительный надзор не может подменять органы местного самоуправления, в чьи полномочия входят указанные функции, проектные организации осуществляющие подготовку проектной документации, экспертные организации проводящие экспертизу проектной документации, экспертные организации, имеющие право на проведение обследований конструкций зданий и сооружений и т.д. |
10. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, сфокусирована на необходимости привидения Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в соответствии с законопроектом. Вместе с тем, представляется, что предложенное в законопроекте правовое регулирование к совершенствованию механизма государственного строительного надзора не приведет. Учитывая изложенную в законопроекте инициативу, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об изменении вопросов местного значения и расширения полномочий органов местного самоуправления в градостроительной области. В частности, наделить именно органы местного самоуправления полномочиями по строительному надзору за строительством объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов), садовых домов, тем более что в рамках планируемых изменений именно органы местного самоуправления рассматривают уведомления о планируемом строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома. При этом в рамках указанного рассмотрения органы местного самоуправления проверяют соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или параметрам объекта капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также допустимость размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Логично и дальнейший надзор возложить на указанные субъекты. |
11. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике. Остается неясным, каким образом проверять соответствие параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки (которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления) и параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом и иными федеральными законами, объектов, если при строительстве, реконструкции разрешение на строительство не требуется. |
12. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Проект акта содержит невыполнимые требования вследствие того, что на практике органу регионального государственного строительного надзора провести проверку соответствия строящегося объекта индивидуальной жилой застройки на предмет его соответствия требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, невозможно ввиду отсутствия таких сведений как в общем доступе, так и в распоряжении органа регионального государственного строительного надзора. |
13. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Для реализации изменений, предусмотренных законопроектом и проектом акта потребуется значительное увеличение штатных единиц контролирующего органа, что повлечет увеличение расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации. |
14. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Изменения, вносимые в Градостроительный кодекс, касающиеся государственного строительного надзора, полностью меняют суть и форму осуществления данного вида контрольно-надзорной деятельности. Формулировка части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса в редакции законопроекта расширяет сферу государственного строительного надзора на любой объект строительства, на который поступила жалоба, включая объекты, для которых не требуется разрешение на строительство или отсутствует проектная документация, то есть надзор может быть распространен фактически на любой объект без каких-либо сущностных критериев этих объектов. Это обстоятельство влечет непредсказуемые обременения для хозяйствующих субъектов. Указанная неопределенность в проекте акта не устранена. |
15. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Норма части 6.1 статьи 54 Градостроительного кодекса в редакции законопроекта, предусматривающая надзор за объектами, не указанными в части 1 статьи 54, и проверку соответствия выполнения таких работ требованиям технических регламентов при отсутствии проектной документации, практически неосуществима при действующей системе подзаконных актов и структуре органов государственного строительного надзора. Проектом акта не уточняются положения пункта части 6.1 статьи 54 Градостроительного кодекса, что создает правовую неопределенность и делает невозможным выполнение данной нормы на практике. Одновременно проектом акта не установлен порядок осуществления государственного строительного надзора на объектах капитального строительства, для строительства (реконструкции) которых не требуется разрешение на строительство, что создает правовую неопределенность, фактически делающую невозможным осуществление такого надзора при действующем законодательстве. Фактически возникает ситуация, при которой данная сфера остается неурегулированной. |
16. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
При дополнении пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса словами "оценка соответствия которым являлась предметом экспертизы проектной документации" от лица осуществляющих государственный строительный надзор будут фактически действовать как эксперты. Это потребует квалификации работников инспекции не ниже, а фактически превосходящей компетенцию проектировщиков и экспертов, осуществляющих экспертизу проектной документации, что приводит к необходимости установления для лиц, осуществляющих государственный строительный надзор специальных требований по образованию и стажу работы, определенной специализации, аттестации и ведения реестра аттестованных специалистов. При применении положений частей 6.1 и 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса в редакции законопроекта требуется осуществление проверки строительных работ требованиям технических регламентов, и соответствия параметров объектов требованиям установленных Градостроительным кодексом и иными федеральными законами, при этом осуществление контроля соответствия строительства техническим регламентам, будет осуществляться независимо от проектной документации и заключения экспертизы проектной документации (или при их отсутствии). Это также потребует особых требований к квалификации и правовому статус лиц, осуществляющих государственный строительный надзор. Практическая осуществимость такого надзора вызывает серьезные сомнения, ввиду огромного объема нормативных актов на соответствие которым будет необходимо проверять строительство. |
17. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Учитывая отдаленность населенных пунктов муниципальных образований в ряде субъектов Российской Федерации и строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства на их территориях, отсутствие автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры, считаем, что проверки соответствия параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства и объектов, при строительстве, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется, на территориях поселений муниципальных образований целесообразнее осуществления органами местного самоуправления, что определено и не противоречит пунктам 7 и 8 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, относится к полномочиям органов местного самоуправления |
18. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
В соответствии с действующим градостроительным законодательством, с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса либо является модифицированной проектной документацией. При внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и в статью 54 Градостроительного кодекса, органы государственного строительного надзора вынуждены будут подтверждать соответствие выполненных работ проектной документации, в отношении которой экспертиза не проводилась. В настоящее время, в связи с внесенными изменениями в нормативные правовые акты, разработку проектной документации осуществляют и крупные проектные организации, имеющие многолетний опыт проектирования, профессиональные кадры, и также, мелкие проектные бюро (общества), и даже индивидуальные предприниматели. Проектная документация объектов капитального строительства имеет очень низкое качество исполнения и по содержанию, и по соответствию требованиям нормативных документов и градостроительного законодательства. И только после корректировки по замечаниям экспертизы приводится в соответствие требованиями технических регламентов. В связи с этим проверять соответствие выполняемых работ проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов, считаем не целесообразным. При этом проводить экспертизу проектной документации органы государственного строительного надзора не уполномочены. Проектом акта предлагается расширить предмет проверки государственного строительного надзора в отношении объектов, при строительстве, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется, проведением проверок соответствия параметров объектов предельным параметрам разрешенного строительств, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки. Такими объектами являются - гаражи, киоски, навесы, строения и сооружения вспомогательного использования и другие, объекты, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (см. постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 г. N 113-П "Об утверждении перечня иных случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется"). При внесении изменений увеличится количество проверок объектов. Рост количества поднадзорных объектов приведёт к увеличению штатной численности органов государственного строительного надзора и потребует значительного кратного увеличения финансовых расходов бюджетной системы Российской Федерации на содержание специалистов государственного строительного надзора: - оплату труда; - обеспечение площадями рабочих мест и увеличение площадей архивов; - обеспечение рабочих мест соответствующим бытовым оборудованием, компьютерной и другой оргтехникой; - оплату командировочных расходов; - оплату транспортных расходов, учитывая сложные транспортные схемы, отсутствие автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры, неблагоприятные метеоусловия и отдалённость объектов капитального строительства. Введение в действие проекта акта повлечет необходимость увеличения численности органов региональных государственных строительных надзоров, так как существующие штаты рассчитаны на исполнение полномочий, установленных действующей редакцией Градостроительного кодекса. Дополнительное увеличение штатной численности создаст дополнительную значительную нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации. Например, по предварительному расчету на осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении физических лиц на территории Ленинградской области потребует минимум 20 человек дополнительного штата. Увеличение штатной численности повлечет за собой значительное увеличение расходов бюджета Ленинградской области (минимум на 30 миллионов рублей в год). На основании вышеизложенного считаем, что внесение изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации в предложенной Проектом акта редакции не целесообразно. |
19. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Более эффективным и менее затратным способом является введение запрета на регистрацию права на незаконные постройки и введение ограничений, исключающих возможность эксплуатации незаконных построек. Например, запрет на подачу ресурсов. Необходимо введение эффективного механизма административного воздействия. Введение государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов при эксплуатации зданий и сооружений, в том числе требований запрещающих эксплуатацию зданий и сооружений без получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Необходимо введение запрета на эксплуатацию зданий и сооружений без регистрации права собственности. |
20. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Предложенный проект акта противоречит положениям статьи 25 Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища, действующей редакции статей 1, 4, 8, 33, 35, 36, 39, 40, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 56, 60, 60.1 Градостроительного кодекса, положениям статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации о неприкосновенности жилища, Земельному кодексу Российской Федерации, положениям статей Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Как проект акта, так и законопроект устанавливают избыточные и дублирующие правовые нормы и процедуры. В нарушение Конституции Российской Федерации проекты предусматривают надзорные мероприятия, проводимые органами государственной власти в отношении норм, установленных муниципальными правовыми актами. Вводится обязанность по осуществлению государственного строительного надзора за всеми постройками и строениями независимо от их уровня ответственности и капитальности (в том числе и в отношении парников, теплиц и т.д.). Указанные проекты актов подготовлены без учета финансовой составляющей по организации и проведению указанных мероприятий, а так же без учета норм жилищного, земельного законодательства, законодательства в области охраны прав собственности, без учета повышенной нагрузки на органы государственного строительного надзора и учета коррупционных рисков. |
21. |
В целом по проекту акта, законопроекту |
Разработка проекта акта является несвоевременной, так как предусмотренные законопроектом изменения в Градостроительный кодекс, дополняющие статью 54 частью 1.1, еще не приняты и не вступили в силу. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.