Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2018 года"
(подготовлен Минтрудом России 07.05.2018 г.)
Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 года" разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
Пунктом 1 данного постановления установлено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" исчисление величины прожиточного минимума за I квартал 2017 г. произведено на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за январь, февраль и март 2018 г.
Расчет величины прожиточного минимума осуществлен согласно Правилам исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56.
Проектом приказа предусматривается установить величину прожиточного минимума за I квартал 2018 г. на душу населения в размере 10038 рублей, для трудоспособного населения - 10842 рубля, пенсионеров - 8269 рублей, детей - 9959 рублей.
Величина прожиточного минимума за I квартал 2018 г. по сравнению с IV кварталом 2017 г. увеличилась на душу населения на 2,6%, для трудоспособного населения - на 2,5%, для пенсионеров - на 2,4%, для детей - на 3,7%.
По данным Росстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в I квартале 2018 г. к предыдущему кварталу составил 100,9 процента.
Стоимость продуктов питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения увеличилась на 3,3%. При этом ИПЦ на продукты питания, по данным Росстата, составил 101,5 процента.
Средние цены на продукты питания, включенные в потребительскую корзину, в отчетном квартале по сравнению с предыдущим кварталом изменялись неодинаково, на одни виды продуктов питания росли, на другие - снижались.
Увеличились цены на картофель и плодоовощную продукцию: на картофель - на 22,3%, капусту белокочанную свежую - на 21,8%, морковь - на 17,5%, лук репчатый - на 13,0%, свеклу столовую - на 10,1%, яблоки - на 7,0%.
Повысились цены на яйца куриные - на 5,5%, баранину - на 104,1%, рыбу мороженую - на 3,3%.
Одновременно несколько снизились цены на некоторые виды круп: от 1,4% на рис до 9,5% на крупу гречневую-ядрицу. При этом подорожали хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов на 1,8%, пшено - на 4,4 процента.
Сахар-песок стал дешевле 5,6%.
Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг в составе величины прожиточного минимума на душу населения, рассчитываемые исходя из стоимости минимального набора продуктов питания, увеличилась на 2,0% и 2,1% соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru (01/02/05-18/00080541) для проведения общественного обсуждения с 7 по 22 мая 2018 г. в соответствии с пунктом 3 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, а также для проведения независимой антикоррупционной экспертизы с 7 по 13 мая 2018 г. в соответствии с пунктом 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Согласно положениям пункта 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, приказ не относится к числу актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия.
Утверждение приказа не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Выплаты из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации будут осуществляться в размерах, установленных законодательством, в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 363-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Предоставление ежемесячной страховой выплаты, осуществляемой из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в случаях ее исчисления из заработка с учетом установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации будет производиться за счет средств, предусмотренных на финансирование страхового обеспечения, установленного Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с последующими изменениями и дополнениями), в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Дополнительных расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не потребуется, поскольку из указанных бюджетов не предусмотрено финансирование выплат, которые увязаны с величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.