Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"
(подготовлен МВД России 15.05.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"*(1) подготовлен в целях реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в статьи 111 и 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(2), Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(3).
Федеральным законом N 1 устанавливается порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) без участия уполномоченных на то сотрудников полиции независимо от наличия у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств ДТП. При этом страховое возмещение в рамках европротокола будет осуществляться в пределах 100 тысяч рублей.
Также в качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП, произошедших на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия, Федеральным законом N 1 предусматривается возможность использования программного обеспечения для мобильных устройств, обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, передачу зафиксированных данных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (для получения по европротоколу страхового возмещения в пределах 400 тысяч рублей).
В целях реализации положений данного Федерального закона N 1 требуется корректировка положений пункта 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090)*(4), регламентирующего порядок действий водителей транспортных средств на месте дорожно-транспортного происшествия.
Федеральным законом N 2 внесено изменение в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому на каждой стоянке (остановке) транспортных средств выделяется не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Согласно нормам указанного Федерального закона N 2 опознавательный знак "Инвалид" может быть установлен (по желанию) на транспортных средствах, управляемых инвалидами III группы, а также перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. При этом указанную категорию не распространяются действия знаков 3.28 ("Стоянка запрещена"), 3.29 ("Стоянка запрещена по нечетным числам месяца") и 3.30 ("Стоянка запрещена по четным числам месяца") Приложения 1 к данным Правилам.
В связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в понятие опознавательного знака "Инвалид", закрепленного в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090)*(5), а также в Приложение 1 к Правилам, в части конкретизации не распространение требований ряда знаков, на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов.
Помимо этого, в проекте постановления уточнено понятие "Пешеход", согласно которому к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, приводимые в движение двигателем. В действующей редакции Правил отмеченный пробел правового регулирования, связанный с неопределенным статусом граждан, передвигающихся на инвалидных колясках с двигателем, имеет место. В целях исключения двоякого толкования вносится соответствующее изменение.
Также, в пункте 2.5 Правил дополнительно предлагается закрепить необходимость соблюдения в действиях водителя при дорожно-транспортном происшествии соблюдения необходимых мер предосторожности при нахождении на проезжей части.
Кроме того, предлагается исключить обязанность водителя устанавливать опознавательный знак "Шипы" сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины, которая закреплена в пункте 8 Основных положений. Данная норма не менялась с момента издания Основных положений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 г. N 333 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090" Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям) дополнен новым пунктом 7.15(1), запрещающим эксплуатацию транспортного средства, в случае невыполнения изложенного выше предписания.
Однако этот знак давно потерял свою актуальность в связи с тем, что в настоящее время динамические характеристики движения транспортного средства в значительной мере определяются иными факторами (конструкцией транспортного средства; степенью его загруженности; наличием современных электронных систем, способствующих торможению/стабилизации и др.). Таким образом, установка указанного знака на транспортом средстве не позволяет иным участникам движения однозначно судить о вероятном характере его движения, особенно в условиях неоднородного дорожного покрытия, характерного для зимних условий. Кроме того, наличие данного знака на заднем стекле транспортного средства зачастую ограничивает обзор с места водителя, что не отвечает интересам обеспечения безопасности дорожного движения.
Проект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Внесение изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации не потребуется.
Реализация проекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе увеличения расходов из бюджета Российской Федерации.
МВД России
-------------------------------------------
*(1) Далее - Проект
*(2) Далее - Федеральный закон N 1
*(3) Далее - Федеральный закон N 2
*(4) Далее - Правила
*(5) Далее - Основные положения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.