Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1595"
(подготовлен Минсельхозом России 17.05.2018 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1595" (далее - проект постановления) разработан во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N Пр-436 и пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N ДМ-П13-1472, обеспечения вывоза зерна интервенционного фонда из субъектов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, в целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечается профицит зерна, масличных культур, а также обеспечения животноводства регионов Сибири и Урала высокобелковыми кормами.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1595 "Об утверждении Правил предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна" (далее - Правила N 1595).
Правилами N 1595 предусматривается предоставление до 30 июня 2018 г. субсидий ОАО "РЖД" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна со станций, расположенных в границах Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской, Омской областей, в направлении станций железных дорог Дальневосточного, Северо-Западного и Южного федеральных округов без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением из федерального бюджета потерь в доходах ОАО "РЖД", возникающих в результате осуществления таких перевозок.
Во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N Пр-436 и пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N ДМ-П13-1472 проектом постановления исключается срок окончания предоставления субсидии.
Субсидия будет предоставляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства железнодорожного транспорта как получателя средств федерального бюджета.
В настоящее время Министерством совместно с Минтрансом России и ОАО "РЖД" проводится системная работа по реализации данного механизма. По состоянию на 8 мая 2018 г. Комиссией Министерства согласовано заявок на общую сумму субсидий 2012,0 млн руб. (29,7 тыс. ваг. или 2052,9 тыс. тонн).
Для корректировки отдельным субъектам Российской Федерации использованных объемов зерновых грузов, предусмотренных в приложении N 1 к Правилам N 1595, требуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1595, что не позволяет оперативно принимать решения в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка зерна. Так, срок согласования и принятия постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2018 N 502 "О внесении изменений в приложение N 1 к Правилам предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна" составил более 2-х месяцев.
Таким образом, проектом постановления предлагается определение субъектам Российской Федерации объемов сельскохозяйственных грузов и уровней минимальных цен на них, по решению Минсельхоза России. Расчеты сельскохозяйственных грузов будут осуществляться на основании информации производства и потребления соответствующих сельскохозяйственных грузов с использованием данных системы мониторинга и продовольственной безопасности Минсельхоза России и Росстата.
Дополнительно проектом постановления предлагается осуществлять перевозки с использованием льготного тарифа зерна интервенционного фонда из субъектов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов.
По состоянию на 27 апреля 2018 г. запасы зерна интервенционного фонда составляют 3,96 млн. тонн на сумму 36,4 млрд. рублей, в том числе в регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока 2,1 млн тонн (более 50%) и текущая конъюнктура зернового рынка не способствует его реализации в указанных регионах. В настоящее время Минсельхозом России прорабатывается вопрос о реализации зерна из запасов интервенционного фонда. Подготовлены соответствующие проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003 и распоряжение Правительства Российской Федерации, которые направлены на согласование в федеральные органы исполнительной власти.
Снижение стоимости перевозки зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом, так как перевозка является основным фактором, влияющим на ценообразование на этих региональных рынках, позволит снизить запасы зерна интервенционного фонда в регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока, а также освободить мощности по хранению зерна.
Проектом постановления предусматривается субсидирование перевозок семян масличных культур (подсолнечник, рапс) из регионов Сибири и Урала.
Мощности по переработке масличных в Российской Федерации составляют 23,5 млн тонн. При этом основные мощности по переработке сосредоточены в субъектах Центрального, Южного, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. С учетом валового сбора масличных мощности переработки загружены в целом по Российской Федерации на 65-70%. В основном недозагруженные мощности переработки масличных расположены Белгородской области, Краснодарском крае др.
Учитывая, что мощностей переработки масличных в субъектах Уральского и Сибирского федеральных округов недостаточно с учетом валового сбора, семена масличных необходимо вывозить в регионы с недозагруженными перерабатывающими мощностями.
Сложная ситуация складывается с реализацией соевого шрота из Амурской области, являющейся лидером по производству бобов сои. Так как в Дальневосточном федеральном округе нет крупных потребителей соевой продукции, до 90% соевого шрота перерабатывающие предприятия Амурской области вывозят потребителям Сибири, Урала и Центральной части России.
На основании опыта реализации Правил N 1595 проектом постановления вводиться необходимость предоставления грузоотправителями договора на оказания услуг перевозки сельскохозяйственных грузов, заключенного с производителем сельскохозяйственных грузов или с собственником сельскохозяйственных грузов, в случае, если грузоотправитель оказывает услуги перевозки сельскохозяйственных грузов. Кроме того, предусматривается необходимость направления на пересогласование заявок грузоотправителей, по которым превышен объем зернового груза, указанный ранее при подаче заявки при сохранении общего количества вагонов, так как имеются случаи незначительного перегруза зерновых в вагоны в пределах 1-10 тонн. Также предусматривается предоставление в Минсельхоз России от ОАО "РЖД" дополнительной информации по отказам перевозки грузов по заявкам, на которые ранее получено положительное заключение Минсельхоз России.
3. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г.
Принятие проекта постановления не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Объем бюджетных ассигнований ОАО "РЖД", необходимый для осуществления указанного объема перевозки, прогнозируется в размере 3,371 млрд рублей.
В 2017 году Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Глава 109) были выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии ОАО "РЖД" в размере 1,0 млрд. рублей за счет перераспределения предусмотренных Минсельхозу России бюджетных ассигнований между мероприятиями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717. Учитывая, что Правила N 1595 были приняты в конце декабря 2017 г., предусмотренные бюджетные ассигнования не использованы.
Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Глава 109) предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии ОАО "РЖД" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна в 2018 году, в размере 1,99 млрд рублей.
С учетом темпов реализации Правил N 1595, Минсельхозом России подготовлены и направлены в Минфин России предложения по дополнительному выделению бюджетных ассигнований в объеме до 1,371 млрд. рублей.
Необходимость выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидий при перевозках зерна интервенционного фонда будет рассматриваться при подготовке соответствующего решения Правительства Российской Федерации по его реализации в рамках постановления Правительства Российской Федерации ль 5 октября 2016 г.
Принятие проекта постановления позволит освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы в конце сезона 2017/2018 года, а также увеличить уровень закупочных цен у сельхозтоваропроизводителей на зерно и масличные культуры в субъектах Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в которых отмечается существенное их падение и высоки запасы.
Вступление в силу проекта постановления со дня его официального опубликования позволит в возможно короткие сроки обеспечить перевозки зерна грузоотправителями по установленным льготным тарифам в рамках Правил N 1595.
5. Оценка регулирующего воздействия
Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
дополнительное выделение бюджетных ассигнований в объеме до 1,371 млрд. рублей
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.