Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(от 05.03.2018 г. N 298-ОФ/Д26вн)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее соответственно - проект акта, КоАП РФ) и сообщает следующее.
В отношении проекта акта заключение подготовлено впервые.
Публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проведены в период с 19 января 2018 года по 8 февраля 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-18/00077664).
Проект акта разработан Минэкономразвития России с целью установления административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов в международном сообщении в части нарушения правил использования электронных идентификаторов (навигационных пломб), применяемых для целей функционирования системы обеспечения отслеживания транзитных международных перевозок грузов, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации" (ID проекта: 02/04/01-18/00077663) (далее - проект закона о транзитных перевозках).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и представлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Основанием для разработки проекта акта в соответствии с информацией, представленной разработчиком, является поручение Правительства Российской Федерации от 13 января 2018 г. N ДМ-П4-75.
Проектом акта устанавливается ответственность за нарушение правил перевозки грузов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта в целях транзита через территорию Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил использования электронных идентификаторов (навигационных пломб), применяемых для целей функционирования системы обеспечения отслеживания транзитных международных перевозок грузов.
Концептуально поддерживая необходимость упорядочения общественных отношений в сфере транзитных перевозок, необходимо отметить следующие риски правоприменения вводимого проектом акта регулирования.
1. Проектом акта устанавливается ответственность за нарушение правил перевозки грузов в международном транзитном сообщении. Вместе с тем ответственность за использование навигационной пломбы в части ее повреждения не по вине перевозчика не предусмотрена. По информации участников публичных консультаций, неоднократно зафиксированы случаи поставки производителями неисправных запорно-пломбировочных устройств*(1) (далее - ЗПУ). Кроме того, как показывает практика, ЗПУ может быть повреждено в результате ошибочных действий лиц, устанавливающих навигационную пломбу, а также из-за неблагоприятных погодных условий или низких температур.
Учитывая вышеизложенное, при определении состава правонарушения и санкций важным является определить границы правонарушения, принимая во внимание наличие вины за совершенное деяние лиц, на которых возлагается ответственность, например, ограничение ответственности привлекаемых к ответственности лиц только за несанкционированное повреждение (взлом) навигационных пломб.
2. Проектом акта устанавливается ответственность за нарушение правил перевозки грузов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта в целях транзита через территорию Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил использования электронных идентификаторов (навигационных пломб), применяемых для целей функционирования системы обеспечения отслеживания транзитных международных перевозок грузов (далее - Правила использования навигационных пломб). Следовательно, указанные правила должны быть регламентированы обязательным к исполнению нормативным правовым актом.
Однако до настоящего времени указанные Правила использования навигационных пломб нормативно не установлены. Кроме того, нормы, регламентирующие использование навигационных пломб, либо содержащие бланкетную норму о наделении уполномоченного органа власти на установление указанных Правил, не установлены и проектом закона о транзитных перевозках.
Учитывая вышеизложенное, вводимый проектом акта состав правонарушения требует уточнения.
3. Проектом акта возлагается ответственность за нарушение правил перевозки грузов с участием железнодорожного транспорта на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако ответственность за нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом проектом акта возлагается только на водителей.
Аналогичная действующая санкция за правонарушение предусмотрена за неуплату платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Так, в соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ в случае осуществления перевозки иностранным перевозчиком штраф взимается с водителя. В случае если перевозка осуществляется транспортным средством, принадлежащим российскому грузоперевозчику, санкции за административное правонарушение предусмотрены для собственников (владельцев) таких транспортных средств.
Учитывая, что доля российских перевозчиков при международных перевозках составляет более 40%*(2) и норма проекта закона о транзитных перевозках, которая устанавливает, что приобретение ЗПУ и наложение/снятие навигационной пломбы происходит за счет грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика, представляется целесообразным уточнить положение проекта акта в целях уточнения круга субъектов регулирования и возложить ответственность за нарушение правил перевозки грузов автотранспортом в международном транзитном сообщении на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя в случае если владельцем транспортного средства является российский перевозчик.
4. В соответствии со статьей 2 проекта акта срок вступления его в силу - 1 января 2019 г. Обращаем внимание, что в части регулирования общественных отношений в сфере международных транзитных перевозок в соответствии с проектом закона о транзитных перевозках потребуется разработка как минимум 8 нормативно-правовых актов*(3).
Кроме того, внедрение и апробация регулирования, направленного на создание системы обеспечения отслеживания транзитных международных перевозок грузов, потребует значительного периода времени для создания необходимой инфраструктуры (производство навигационных пломб в нужных объемах, создание и внедрение системы отслеживания, формирования действенной системы администрирования и контроля системы отслеживания международного транзита).
Таким образом, в целях исключения возможности неправомерного привлечения к ответственности лиц, на которых проектом акта возлагается соответствующая ответственность, считаем целесообразным перенести срок вступления проекта акта в силу как минимум на 1-2 года.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы. В случае учета указанных замечаний может быть сделан вывод о том, что в проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) За 2,5 года ОАО "РЖД" выявлено более 60 тысяч неисправных или контрафактных запорно-пломбировочных устройств.
*(2) www.investinrussia.com.
*(3) Порядок создания и обеспечения функционирования системы отслеживания транзитных перевозок; перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и стационарных или передвижных контрольных пунктов, в которых производится наложение (снятие) электронных идентификаторов (навигационных пломб); правила взимания платы за приобретение, снятие, установку навигационной пломбы; порядок перечисления платы в доход федерального бюджета; порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета; порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания платы; правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы; требования к бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.