Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении стандарта раскрытия информации аккредитованными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 22 февраля по 26 марта 2018 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/02-18/00078577).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, согласно которой замечаний и предложений к проектируемым нормам не поступало.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 27 апреля по 14 мая 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступила позиция Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в целом, поддержавшей проектируемое регулирование, отметившей при этом ряд технических недочетов проекта акта (справка прилагается).
Проектом акта проектируется стандарт раскрытия информации аккредитованными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами (далее - аккредитованные организации, Стандарт).
Согласно абзацу пятому статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) аккредитованные организации должны раскрывать информацию об осуществляемой ими деятельности, в том числе о применяемой методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных ими в качестве юридических лиц. Стандарт раскрытия аккредитованными организациями информации, предусматривающий состав, порядок и сроки раскрытия информации, утверждается Правительством Российской Федерации.
1. В целях достижения "прозрачности" деятельности аккредитованных организаций представляется необходимым дополнить пункт 3 Стандарта, определяющий виды информации, которые аккредитованная организация обязана раскрывать, следующими данными: о перечне изъятых из управления аккредитованной организации объектов авторских и (или) смежных прав с указанием имени автора или иного правообладателей, о размере невостребованного вознаграждения в отчетном периоде.
В части раскрытия информации об изъятых из управления аккредитованной организации объектов авторских и (или) смежных прав обращаем внимание, что подпунктом "и" пункта 3 Стандарта проектируется требование о представлении "информации о правах, переданных аккредитованной организации в управление, включая наименование объекта авторских и (или) смежных прав, имя автора или иного правообладателя, а также сведения о фактическом использовании объектов авторских и (или) смежных прав, в отношении которых аккредитованной организацией выплачено вознаграждение правообладателям". Представляется необходимым раскрытие информации о тех объектах авторских и (или) смежных прав, которые были исключены из управления аккредитованной организацией.
Более того согласно абзацу второму пункта 4 статьи 1244 ГК РФ перечень прав и/или объектов этих прав, в отношении которых аккредитованной организаций получено уведомление правообладателя, не заключившего с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, об отказе от управления его правами, должен быть размещен в открытом доступе.
В части необходимости раскрытия информации о размере невостребованного вознаграждения в отчетном периоде. Согласно пункту 8 статьи 1244 ГК РФ вознаграждение, не востребованное правообладателем в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению. Кроме того, представляется целесообразным представить в открытом доступе информацию о перечне мер, предпринимаемых аккредитованной организацией в целях поиска авторов и правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.
2. Согласно пункту 3 постановляющей части проекта акта он вступает в силу 14 мая 2018 года.
Учитывая некорректность указанной даты, а также устанавливаемые проектом акта новые требования по раскрытию информации аккредитованными организациями, представляется необходимым определить переходный период вступления в силу Стандарта для аккумулирования и размещения соответствующих данных в открытых источниках информации, а также в личных кабинетах авторов и правообладателей (не менее 3 месяцев).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также, в случае учета указанных замечаний, об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении стандарта раскрытия информации аккредитованными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении стандарта раскрытия информации аккредитованными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 27 апреля по 14 мая 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступила следующая позиция Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:
"Обращаем внимание на технические ошибки в оформлении проекта, размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Пункт 3 Стандарта раскрытия информации аккредитованными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами,
(далее - Стандарт) содержит цифровую нумерацию подпунктов, в то время, как пункты
5-13 Стандарта имеют отсылки к буквенной нумерации подпунктов пункта 3 указанного проекта документа. Соответствующие технические неточности должны быть устранены.
В целях объективного и исчерпывающего раскрытия информации о деятельности аккредитованных организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, предлагаем внести в проект следующие дополнения:
1. изложить подпункт 1 пункта 3 Стандарта в следующей редакции:
"а) общая информация об осуществляемой аккредитованной организацией деятельности, в том числе устав аккредитованной организации, все изменения и дополнения к нему, а также документ, подтверждающий государственную регистрацию организации по управлению правами на коллективной основе";
2. подпункт 6 пункта 3 Стандарта дополнить словами ", ссылку на сайт в сети Интернет";
3. подпункт 8 пункта 3 Стандарта после слов "смежных прав" изложить как "каждого правообладателя, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах".
ТПП России полагает возможным в целом поддержать проект постановления при условии учета вышеизложенных замечаний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.