Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан"
(подготовлен Минюстом России 29.05.2018 г.)
В настоящее время в Российской Федерации значительно возросло количество экономически активных самозанятых граждан, фактически осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность (без привлечения наемных работников) по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет для указанных лиц риски привлечения к административной, налоговой и иным видам ответственности. В целях обеспечения защиты прав самозанятых граждан, установления упрощенного порядка их деятельности, предоставления льгот необходимо законодательно закрепить критерии определения понятия "самозанятые граждане".
В соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N ДМ-П13-1472 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г." Минюстом России продолжается работа по закреплению в законодательстве Российской Федерации правового статуса самозанятых граждан.
Во исполнение вышеуказанных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минюстом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан" (далее - законопроект), направленный на определение в законодательстве Российской Федерации правового статуса самозанятых граждан.
Законопроектом предлагается в статье 3.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) закрепить категорию "самозанятые граждане", установив для этого следующие критерии:
- физические лица, осуществляющие основанную исключительно на личном участии предпринимательскую деятельность по продаже произведенных такими лицами товаров, оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;
- не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представившие уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Предложенные критерии в целом соответствуют Международной стандартной классификации статуса самостоятельно занятых (ICSE-93), принятой на 15-й Международной конференции статистиков труда: самостоятельно занятые - лица, работающие самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие наемных работников на постоянной основе. Партнеры могут быть или не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
Законопроектом предлагается рассматривать самозанятых граждан как новую категорию субъектов малого (микро) предпринимательства, в связи с чем часть 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, определяющая субъектов малого и среднего предпринимательства, дополняется категорией самозанятых граждан.
Кроме того, предлагается понятие "самозанятые граждане" включить в предмет регулирования Федерального закона N 209-ФЗ (статья 1) и основные понятия, используемые в Федеральном законе N 209-ФЗ (пункт 1 статьи 3).
С учетом предложенных критериев, принимая во внимание, что самозанятые граждане - это физические лица, осуществляющие основанную исключительно на личном участии предпринимательскую деятельность, их деятельность носит гражданско-правовой характер, поскольку их обязательства возникают из договоров подряда (статья 702 Гражданского кодекса Российской Федерации), возмездного оказания услуг (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации) и других договоров гражданско-правового характера.
Наряду с законодательным закреплением критериев самозанятых граждан, в том числе включения категории "самозанятые граждане" в число занятых граждан, перечисленных в статье 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в целях определения правовых последствий их правового статуса потребуется внести необходимые пакетные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (например, в Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ряд других законодательных актов Российской Федерации) с целью упрощения для самозанятых лиц режима деятельности и, прежде всего, легализации их работы, в том числе освобождения их от административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Предлагаемый уведомительный порядок учета самозанятых граждан в налоговых органах призван максимально упростить для них процедуру легализации и послужить стимулом для их законной деятельности в качестве самозанятых граждан в правовом поле.
Упрощенный порядок постановки на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (физические лица, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства) уже предусмотрен в пункте 7.3 статьи 83 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
После законодательного закрепления критериев самозанятых граждан будет рассмотрен вопрос о режиме налогообложения данной категории лиц. В настоящее время в отношении упомянутой в пункте 7.3 статьи 83 части I Налогового кодекса Российской Федерации категории физических лиц, фактически являющихся самозанятыми гражданами, пунктом 13 статьи 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен двухлетний мораторий на уплату налогов в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов.
Кроме того, 21 февраля 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в I чтении проект федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающий норму о том, что в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по общему правилу органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не осуществляются плановые проверки (пункт 8 части 6 статьи 8, статья 12).
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам определения статуса самозанятых граждан" соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.