Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)"
(от 28.05.2018 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 29 марта по 18 апреля 2018 года.
Положениями проекта акта предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.
1. Согласно проектируемому регулированию статью 360 ТК РФ предлагается дополнить частью десятой, согласно которой при установлении в ходе осуществления внеплановой проверки нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части оплаты труда, в целях выявления и пресечения аналогичного нарушения по отношению к другим работникам данного работодателя государственный инспектор труда вправе в пределах установленных федеральным законом сроков проведения проверки затребовать у работодателя представления документов, связанных с соблюдением им обязательных требований в части, касающейся оплаты труда, в отношении всех работников данного работодателя.
Исходя из проектируемой нормы основанием для затребования у работодателя представления документов, связанных с соблюдением им обязательных требований в части, касающейся оплаты труда, в отношении всех работников данного работодателя, будет являться факт фиксации нарушения как таковой, до вынесения соответствующего решения.
Согласно статье 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, в суде могут быть обжалованы только решения (которые выносятся в виде предписания) государственных инспекторов труда.
Кроме того, согласно положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Предложенный разработчиком в проекте акта подход противоречит основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определенным в Законе N 294-ФЗ, и, как следствие, лишает работодателя возможности оспорить установленное в ходе осуществления внеплановой проверки нарушение.
Полагаем, что возможность применения неограниченных оснований для действий контролирующих органов может привести к дополнительным необоснованным затратам хозяйствующих субъектов, создаст дополнительные инструменты давления на них и может повлечь многочисленные судебные споры.
2. Необходимо также отметить, что положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее - Закон N 272-ФЗ) в целях повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В частности, согласно внесенным изменениям была ужесточена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, представилось право государственным инспекторам труда проводить внеплановые проверки работодателей в том числе в случае несвоевременной выплаты заработка либо установления зарплаты в размере ниже минимального размера оплаты труда, был увеличен срок исковой давности по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, а также была предоставлена возможность работникам подавать иск о защите своих трудовых прав по месту жительства.
Практики применения положений Закона N 272-ФЗ, свидетельствующей о недостаточности содержащихся в нем мер воздействия на работодателя, разработчиком представлено не было. В этой связи представляется, что принятие дополнительных инструментов воздействия на работодателя является избыточным.
3. Согласно проектируемой в ТК РФ статье 360.1 решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Обращаем внимание, что в проекте акта отсутствуют положения, устанавливающие порядок направления решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в связи с чем такой порядок остается неопределенным.
Отсутствие однозначности в определении механизма реализации предложенного регулирования может привести к существенному росту административной нагрузки на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, создаст дополнительные инструменты давления на них и может повлечь многочисленные судебные споры.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.