Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 29.05.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 г. N Пр-452 и Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N АХ-П9-1618 и направлен на совершенствование правового регулирования ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть первую статьи 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), усилив наказание в виде принудительных работ и лишения свободы на срок до четырех лет, взамен предусмотренного трехлетнего срока.
Кроме того, законопроектом расширяется круг субъектов преступления, предусмотренного пунктом "а" части второй статьи 2581 УК РФ путем исключения "должностных лиц", вносятся изменения в часть третью статьи 2581 УК РФ, дополняющие ее новым квалифицирующим признаком в виде совершения преступления группой лиц по предварительному сговору.
Необходимость внесения вышеуказанных изменений обусловлена несовершенством действующей редакции статьи 2581 УК РФ, о чем свидетельствует правоприменительная практика.
За период с 2015 - 2017 годы выявлено 3,5 тыс. преступлений, предусмотренных статьей 2581 УК РФ, к уголовной ответственности привлечено свыше 2 тыс. человек.
Вместе с тем остаются высокими масштабы незаконной добычи редких животных и контрабанды их дериватов. Такие преступления, как правило, совершаются группами лиц, в том числе действующими по предварительному сговору либо в составе организованной группы.
Так, в январе текущего года в результате спецоперации Дальневосточной оперативной таможни и УФСБ России по Приморскому краю пресечена попытка контрабандного вывоза в Китай по льду озера Ханка крупной партии дериватов, включающей в себя части пяти особей амурского тигра, 867 лап бурых и гималайских медведей, хвосты изюбров и оленей, 56 кг высушенного жира и семенников лягушек.
При этом оценочная стоимость только медвежьих лап составляет 55 млн. рублей. По оперативным данным, перехваченная партия является лишь частью приготовленных к контрабанде дериватов.
Вместе с тем пресечение приготовления к контрабанде таких крупных партий дериватов затруднено недостатками конструкции статьи 2581 УК РФ.
Так, по экспертным оценкам, незаконная добыча животных и сбыт их дериватов профессиональным скупщикам и контрабандистам совершаются группами браконьеров, сговорившихся на совершение единичного преступления.
Однако в рассматриваемой статье УК РФ квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору отсутствует, что не позволяет привлечь участников преступной группы к ответственности, соразмерной тяжести содеянного. В то же время в статьях 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" и 258 "Незаконная охота" УК РФ такой квалифицирующий признак предусмотрен.
Кроме того, конструкция части второй статьи 2581 УК РФ (в действующей редакции) значительно сужает круг субъектов преступления, не позволяя привлечь к ответственности лиц, использующих служебное положение, но не относящихся к числу должностных лиц (например, работников заповедников, заказников, научных организаций, охотничьих хозяйств), в связи с чем по данной норме ни одно лицо не привлечено к ответственности.
По указанным причинам свыше 97% преступников, в том числе действовавших в составе группы по предварительному сговору либо использовавших служебное положение, осуждены по наименее тяжкой части первой статьи 2581 УК РФ.
Кроме того, отнесение преступления, предусмотренного частью первой статьи 2581 УК РФ, к категории небольшой тяжести не позволяет правоохранительным органам применять полноценный спектр оперативно-розыскных мероприятий и иных мер процессуального принуждения, что снижает эффективность сбора доказательств и изобличения преступников.
Предлагаемые законопроектом меры по совершенствованию статьи 2581 УК РФ будут являться действенным правовым механизмом в пресечении преступлений в сфере охраны особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.