Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"
(подготовлен Минтрансом России 05.06.2018 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090" (далее - проект постановления) подготовлен в целях дальнейшего развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения.
Проектом постановления предусмотрено следующее.
1.1. Изменение действия знака особых предписаний 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости", который устанавливает скорость движения не более 20 км/ч: пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом незапрещенном месте.
1.2. Разрешение сквозного движения в жилых зонах всем транспортным средствам, кроме механических.
1.3. Введение новой дорожной разметки, дублирующей знак 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости".
1.4. Введение термина "Велосипедная зона", в которой велосипеды могут двигаться по всей ширине улицы, а автомобили не должны создавать помех в движении велосипедистам.
1.5. Введение нового дорожного знака 5.33.1 "Велосипедная зона" и дорожной разметки 1.24.6, дублирующей дорожный знак 5.33.1 "Велосипедная зона".
1.6. Введение нового дорожного знака (таблички) 8.9.2 "Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса" и дорожной разметки 1.24.8, дублирующей дорожный знак 8.9.2 "Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса".
1.7. Обеспечение возможности использования островков безопасности в качестве "буферной зоны" для разделения транспортных потоков в местах, где имеется автомобильная парковка.
1.8. Внесение изменений в части запрета остановки транспортных средств на велодорожках и велопешеходных дорожках, ближе 5 м от мест пересечения проезжей части с велодорожками и велопешеходными дорожками.
1.9. Внесение изменений в части запрета остановки перед съездами с тротуаров, предназначенных для маломобильных граждан.
1.10. Установление возможности движения автобусов категории М3 по полосе для маршрутных транспортных средств. Такая возможность предоставляется органами исполнительной власти городов федерального значения посредством включения в перечень, который должен быть официально опубликован в порядке, установленном законодательством городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не позднее чем за тридцать дней до дня введения в действие этого перечня (изменений в перечень).
1.11. Установление возможности отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 водителями транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы для продолжения движения по такой полосе.
1.12. Установление возможности велосипедистам поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево.
1.13. Установление возможности движения велосипедистов по сигналу светофора, выполненному в виде силуэтов пешехода и велосипедиста для переходов, совмещенных с велосипедной дорожкой.
1. Описание проблемы, на решение которой направлен проект постановления. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
1.1. Для развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения необходимо обеспечить возможность создания зон, в которых ограничена скорость движения транспортных средств (20 км/ч) и пешеходы могут переходить дорогу в любом удобном месте.
Существующее понятие "жилая зона" не удовлетворяет необходимым требованиям в связи с тем, что в жилой зоне запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а пешеходам разрешается движение как по тротуарам, так и по проезжей части.
С учетом изложенного предлагается изменить действие знака особых предписаний 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости" с ограничением максимальной скорости движения не более 20 км/ч и разрешить пешеходам переходить проезжую часть в любом незапрещенном месте, а также ввести соответствующую дорожную разметку (подпункт б) пункта 1 и абзац третий подпункта б) пункта 3 проекта постановления).
1.2. Для развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения необходимо обеспечить приоритет велосипедистов на "спокойных" улицах, для чего предлагается ввести понятие "Велосипедная зона", в которой максимальная скорость движения установлена не более 20 км/ч, пешеходы могут переходить проезжую часть в любом незапрещенном месте, велосипеды имеют преимущество перед механическими транспортными средствами и могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении; для обозначения таких зон предлагаются к введению новые дорожные знаки и соответствующая дорожная разметка (подпункты а), г), з) пункта 1, абзацы с седьмого по десятый подпункта а) пункта 2, абзац второй подпункта б) пункта 3 проекта постановления).
1.3. Для развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения необходимо обеспечить возможность создания сквозного движения велосипедистов в жилых зонах, в которых сквозное движение любых транспортных средств запрещено. С учетом изложенного предлагается сохранить запрет на сквозное движение в жилых зонах только для механических транспортных средств (подпункт е) пункта 1 проекта постановления).
1.4. Для развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения необходимо обеспечить беспрепятственное движение велосипедистов по велосипедным дорожкам, пешеходов и велосипедистов по велопешеходным дорожкам, а маломобильных граждан в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне.
С учетом изложенного предлагается запретить остановку транспортных средств на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью, а также в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан (подпункт г) пункта 1 проекта постановления).
1.5. В целях приведения Правил дорожного движения в соответствие изменениям, внесенным Федеральным законом от 20.12.2017 N 398-ФЗ в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предлагаются изменения, обеспечивающие возможность использования выделенных полос автобусами категории М3 в зависимости от специфики городов федерального значения, в том числе движения по выделенным полосам автобусов категории М3, используемых для транспортного обслуживания различных массовых мероприятий культурной, спортивной и другой направленности, являющимися приоритетными для конкретных субъектов Российской Федерации, но носящих разовый характер (абзац пятый подпункта ж) пункта 1 проекта постановления).
1.6. В настоящее время фиксируются многочисленные случаи несанкционированной стоянки транспортных средств с государственными регистрационными знаками, имеющими цифровой код регионов Российской Федерации, на парковках (парковочных местах), предназначенных для автомобилей дипломатических миссий. Следствием таких несанкционированных стоянок является неисполнение Российской Федерацией международных обязательств по предоставлению дипломатическим миссиям таких мест парковки на взаимной основе. Привлечение нарушителей к административной ответственности, задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку невозможно в связи с отсутствием соответствующего дорожного знака.
С учетом изложенного предлагается к введению новый дорожный знак дополнительной информации (табличка) для обозначения парковок (парковочных мест), предназначенных для автомобилей дипломатических миссий, а также дублирующая его дорожная разметка (подпункт б) пункта 2, абзац четвертый подпункта б) пункта 3 проекта постановления).
1.7. Чтобы повысить безопасность велосипедистов и водителей мопедов на велосипедных полосах, расположенных в том числе справа от мест парковки транспортных средств, необходимо обозначение островков безопасности в качестве "буферной зоны". Предлагается дополнить назначение разметки 1.16.1 возможностью отделять места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы (подпункт а) пункта 3 проекта постановления).
1.8. В настоящее время транспортные средства при въезде на перекресток обязаны двигаться только в направлениях, указанных знаками 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1, 5.15.2. Действие указанных знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства. При наличии полосы для маршрутных транспортных средств перед перекрестком разрешается, как правило, въезжать на такую полосу для поворота направо (или налево, в случае, если такая полоса расположена слева). При этом указанными знаками 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1, 5.15.2 движение транспортных средств через перекресток в направлении продолжения полосы для маршрутных транспортных средств может не предусматриваться. Таким образом, иные (кроме маршрутных) транспортные средства, имеющие право движения по полосам для маршрутных транспортных средств, не могут за перекрестком продолжить движение по полосе для маршрутных транспортных средств при выезде с перекрестка.
С учетом изложенного предлагается установить возможность отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 водителями транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы для продолжения движения по такой полосе (абзац восьмой подпункта ж) пункта 1 проекта постановления).
1.9. В настоящее время на некоторых Т-образных перекрестках, где разрешено движение только налево и имеются две и более полосы, велосипедисты не могут двигаться ни в одном из направлений. Предлагается установить возможность велосипедистам поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево (абзацы второй и третий подпункта з) пункта 1 проекта постановления).
1.10. В настоящее время на перекрестках при обустройстве велосипедной инфраструктуры устанавливается большое число светофоров, негативно сказывающихся на безопасности участников движения и удобстве передвижения. Для развития общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения предлагается установить возможность движения велосипедистов по сигналу светофора, выполненному в виде силуэтов пешехода и велосипедиста для переходов, совмещенных с велосипедной дорожкой (подпункт в) пункта 1 проекта постановления).
2. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Решения, требующие оценки регулирующего воздействия, в предлагаемом проекте постановления отсутствуют.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления:
будет способствовать дальнейшему развитию общественных и пешеходных пространств без снижения уровня безопасности дорожного движения;
повысит безопасность дорожного движения для пешеходов, маршрутных транспортных средств, велосипедистов.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет значимых финансовых затрат органов управления автомобильными дорогами, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
5. Соответствие проекта постановления положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
6. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
В целях реализации проекта постановления потребуется внесение изменений в ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний".
Принятие проекта постановления не влечет за собой необходимость внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
7. Образы предлагаемых к введению дорожных знаков и разметки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.