Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минюстом России 13.06.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма направления сторонам исполнительного производства и другим лицам постановлений, вынесенных судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа и переведенным на бумажный носитель.
Согласно части 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, и (или) документов на бумажном носителе.
Доставка (вручение) почтовых отправлений осуществляется в обычном порядке, путем распечатывания на бумажном носителе простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, организацией федеральной почтовой связи в том случае, если пользователь услуг почтовой связи не прошел процедуру регистрации и авторизации в единой системе идентификации и аутентификации и не подтвердил в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или в информационной системе организации федеральной почтовой связи согласие на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа (пункты 57, 59 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).
В целях регламентации указанного порядка доставки (вручения) почтовых отправлений для целей исполнительного производства законопроектом предлагается внести изменения в часть 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, предусмотрев, что при необходимости направления на бумажном носителе постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, направляется его копия на бумажном носителе, изготовленная должностным лицом службы судебных приставов либо оператором почтовой связи, доставляющим постановление. В случае изготовления указанной копии оператором почтовой связи, доставляющим постановление, оператор почтовой связи делает на ней отметку, указывающую фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность должностного лица, изготовившего копию, а также дату ее изготовления.
Законопроект предусматривает проставление отметки оператором почтовой связи, не имеющей силы заверения. На сегодняшний день процедура перевода электронных документов на бумажный носитель уже предусмотрена действующим законодательством. Так, например, в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об исполнительном производстве в случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.
Аналогичный подход к изготовлению постановлений путем перевода электронного документа на бумажный носитель предлагается предусмотреть в отношении операторов почтовой связи, доставляющих постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 23 Правил оказания услуг почтовой связи плата за оказание услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, не должна превышать предельный уровень тарифов, установленных для универсальных услуг почтовой связи. Проставление отметки оператором почтовой связи не может являться основанием для повышения тарифов ФГУП "Почта России", поскольку законопроектом не предусматривается требования к защите данной отметки (голограмма, окрашивание и другие).
Ранее ФССП России участвовала в пилотном проекте Минкомсвязи России в Московской области по переходу от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям, доставляемым от органов государственной власти к гражданам и организациям Российской Федерации, реализованном в рамках поручения Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 13.02.2014 N 1). В ходе пилотного проекта стоимость почтовых отправлений не только не превышала установленные тарифы, но и предоставлялась со скидкой 5%.
Стоимость электронных почтовых отправлений ниже чем их бумажные аналоги при аналогичных сроках доставки почтового отправления. Разница в стоимости обусловлена отсутствием закупки конвертов, бумаги, иных необходимых материалов, а также существенного сокращения организационных затрат на отправку отправлений. При этом формирование и отправка электронного почтового отправления может фактически происходить полностью без участия человека.
Расходы на заключение государственных контрактов с ФГУП "Почта России" планируется осуществлять в пределах средств, предусмотренных ФССП России на оплату почтовых услуг в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция".
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.