Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 10.07.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено установление неработающему пенсионеру, общая сумма материального обеспечения которого меньше величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, социальной доплаты к пенсии (федеральной или региональной).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации и при этом не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в случае, если величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте Российской Федерации, выше величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и общая сумма материального обеспечения пенсионера (пенсия и ряд выплат, установленных в субъекте Российской Федерации) не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в таком размере, чтобы общая сумма его материального обеспечения достигла региональной величины прожиточного минимума пенсионера.
В 2017 году федеральная социальная доплата к пенсии устанавливалась в 69 субъектах Российской Федерации, региональная социальная доплата к пенсии - в 16 субъектах Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) величина прожиточного минимума пенсионера для определения социальной доплаты к пенсии в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания.
При этом не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться при определении данной величины.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 134-ФЗ величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Исходя из данного положения необходимо уточнить положения пунктов 3 и 4 статьи 4 Федерального закона N 134-ФЗ, в которых в части учета уровня потребительских цен отражен учет уровня потребительских цен только на продукты питания.
Анализ практики установления величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии в субъектах Российской Федерации показал, что в ряде регионов данная величина необоснованно занижена или завышена.
В 55 субъектах Российской Федерации установленная на 2017 год величина прожиточного минимума пенсионера меньше, чем в целом по Российской Федерации, в 16 субъектах - больше. В 14 субъектах Российской Федерации данная величина установлена на уровне Российской Федерации - 8540 рублей (республиках Карелия, Бурятия и Тыва, Красноярском и Забайкальском краях, Калининградской, Амурской, Вологодской, Псковской, Тюменской, Свердловской, Тверской и Липецкой областях, г. Санкт-Петербурге).
В 14 субъектах Российской Федерации установленная на 2017 год величина прожиточного минимума пенсионера меньше фактической среднегодовой величины за 2017 год, в 71 субъекте - больше.
В 33 субъектах Российской Федерации отклонение установленной величины от фактической составляет 5 и менее процентов, в 23 субъектах - от 5,1 до 10%, в 18 субъектах - от 10,1 до 15 процентов, в 11 субъектах - свыше 15% .
Самое существенное занижение величины прожиточного минимума пенсионера зафиксировано в Республике Карелия - 18,8% (8540 рублей при фактической величине за 2017 год 10517 рублей).
В Еврейской автономной области величина прожиточного минимума пенсионера на 10,9% меньше, чем фактическая среднегодовая величина, Приморском крае - на 9,7%, Амурской области - на 6,6%, Ханты-Мансийском автономном округе - на 3,6%, Красноярском крае - на 3,5%.
В 8 субъектах установленная величина прожиточного минимума пенсионера ниже фактической менее чем на 3%.
Необоснованное занижение в регионах величины прожиточного минимума пенсионера приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.
В 10 субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера более чем на 15% превышает среднегодовую фактическую величину.
Наиболее значительно данная величина завышена в Чукотском автономном округе - на 3526 рублей (22,8%), Воронежской области - на 1379 рублей (19,7%), Удмуртской Республике - на 1373 рубля (19,3%), Липецкой области - на 1361 рубль (19%).
В 17 субъектах превышение составляет от 10,1 до 15%, в 21 субъекте - от 5,1 до 10%, в 23 субъектах - 5 и менее процентов.
В целях исключения необоснованного занижения либо завышения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, обеспечения надлежащего уровня социальной поддержки малоимущих пенсионеров в проекте федерального закона предлагается уточнить порядок определения данной величины.
Предусматривается, что величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации на соответствующий финансовый год устанавливается в размере фактической величины прожиточного минимума для пенсионеров за второй квартал предыдущего года, устанавливаемой в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Также для обеспечения единых подходов к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии предлагается дополнить пункт 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" положением о том, что методическое обеспечение определения данной величины в субъектах Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В Федеральном законе от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" средства на финансовое обеспечение расходов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрены на 2018 год в размере 94,507 млрд. рублей, на 2019 год - в размере 99,138 млрд. рублей, на 2020 год - также в размере 99,138 млрд. рублей.
На предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии предусмотрено в 2018 году 7,086 млрд. рублей, в 2019 и 2020 годах - по 7, 074 млрд. рублей.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.