Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 20.07.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 06.04.2018 N Пр-573 и направлен на исполнение Российской Федерацией гарантий, установленных статьей 48 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, в случаях, предусмотренных законом.
Реализация указанного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе обеспечивается путем предоставления гражданам в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи адвокатами, назначаемыми для ее осуществления соответствующими государственными органами (органами дознания, органами предварительного следствия или судами) в порядке, предусмотренном статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В этих случаях оплата труда адвокатов входит в состав процессуальных издержек (судебных расходов) и является расходным обязательством федерального бюджета Российской Федерации на основании части 5 статьи 50 УПК РФ.
Размеры и условия оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее - адвокаты по назначению), регламентируются Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 23 Положения размер вознаграждения адвоката по назначению в уголовном судопроизводстве за один рабочий день участия составляет не менее 550 рублей и не более 1 200 рублей, а в ночное время - в размере не менее 825 рублей и не более 1 800 рублей.
При этом необходимо отметить, что согласно статистическим данным в регионах труд адвокатов по назначению преимущественно оплачивается по минимальной ставке в размере 550 рублей (примерно в 70% уголовных дел, где адвокат привлекается на основании статьи 51 УПК РФ).
Необходимо отметить, что указанный размер ставок не повышался с 2013 года, и, как следствие, в настоящее время не отвечает базовым потребностям адвокатского сообщества.
Так, на основании анализа данных адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также обращений адвокатов, поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что среднемесячный доход адвоката по назначению составляет 10 500 рублей (до уплаты обязательных налоговых и социальных платежей и адвокатских взносов). После осуществления указанных выплат заработок адвоката по назначению может достигать уровня ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности (то есть заниматься деятельностью, имеющей стабильную ежемесячную оплату), около 50 000 адвокатов не имеют стабильного высокого уровня оплаты труда.
Указанное обстоятельство демонстрирует очевидное несоответствие уровня возложенных на адвокатов государством обязательств по реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи уровню достойного финансового обеспечения адвокатской деятельности.
Более того, необходимо отметить, что ставки оплаты труда иных профессиональных участников судопроизводства являются более высокими, чем размер оплаты труда адвокатов по назначению.
Так, в соответствии с пунктом 20 Положения размер вознаграждения, выплачиваемого переводчику за исполнение им своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства определяется из расчета не более 700 рублей в час за устный, синхронный и последовательный перевод с учетом фактических затрат времени. При этом средний ежедневный заработок переводчика составляет 5 600 рублей. Предлагаемое проектом постановления ежегодное до 2021 года увеличение ставки оплаты труда адвокатов с 900 рублей до 1 500 рублей в день почти в 3,5 раза меньше действующей в настоящее время ставки для оплаты труда переводчика.
Действующая ставка оплаты труда адвоката по назначению также не соответствует имеющейся средней рыночной стоимости услуг адвокатов, работающих по уголовным делам по соглашению с доверителем.
Так, многими адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации установлены минимальные размеры дневных ставок работы адвоката по соглашению с доверителем по уголовным делам. Например, в Амурской области минимальная ставка за день работы адвоката на предварительном следствии составляет 4 000 рублей, в Иркутской и Самарской областях - 6 000 рублей, в Кировской и Сахалинской областях - 10 000 рублей, в Ненецком автономном округе - 15 000 рублей.
Минимальная ставка за день работы адвоката по соглашению в суде в Амурской области составляет 4 000 рублей, в Республике Марий Эл - 6 000 рублей, в Воронежской области - 12 000 рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 20 000 рублей.
Вознаграждение адвокатов по назначению в Российской Федерации несоизмеримо также и с международными стандартами оплаты труда.
Так, согласно рекомендациям Международной Организации Труда минимальный почасовой уровень оплаты труда должен составлять не менее трех долларов в час. К примеру, средняя стоимость 1 часа труда в странах Европейского Союза составляет 23,1 евро, в США минимальная почасовая оплата труда удерживается на уровне 7 долларов.
В государствах постсоветского пространства оплата труда адвоката за участие в уголовных делах по назначению также заметно выше, чем в Российской Федерации.
Например, с февраля 2018 г. в Азербайджане установлена почасовая оплата, равная 220 российским рублям (при восьмичасовом рабочем дне размер вознаграждения адвоката составляет 1 800 рублей), в Казахстане почасовая оплата труда установлена в размере от 220 до 530 российских рублей (размер вознаграждения составляет 1 760 - 4 240 рублей). Адвокаты Узбекистана за один день работы в суде получают от 1 200 рублей, в Киргизии - 1 300 рублей. В Грузии и Армении адвокаты, избравшие в качестве основной деятельности защиту по назначению, получают 55 000 и 60 000 рублей в месяц соответственно.
В свою очередь, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики размер денежного вознаграждения лиц, работающих на условиях договора гражданско-правового характера, в 2016 году составил 46 492 рубля в месяц у специалистов высшего уровня квалификации и 15 549 рублей в месяц у неквалифицированных рабочих.
Таким образом, применяемая в настоящее время базовая ставка оплаты труда защитника по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в размере 550 рублей в день (около 11 550 рублей в месяц) находится ниже уровня оплаты неквалифицированного рабочего.
Вышеперечисленные факты, безусловно, отражают назревшую потребность в значительном увеличении базовой ставки оплаты труда адвокатов по назначению. В связи с этим проектом постановления предлагается к 2021 году увеличить базовую ставку оплаты труда адвоката по назначению до 1 500 рублей.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.