Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство"
(подготовлен МВД России 27.07.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N Пр-1076.
Законопроект направлен на упрощение порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства, владеющим русским языком и желающим жить и работать в Российской Федерации, разрешений на временное проживание и видов на жительство с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по общему правилу до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить не менее одного года по разрешению на временное проживание.
Без необходимости проживания на территории Российской Федерации по разрешению на временное проживание могут получить вид на жительство по упрощенной процедуре высококвалифицированные специалисты и члены их семей, иностранные граждане, признанные носителями русского языка, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации и ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также члены их семей, переселившиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, лица либо их родственники, подвергнутые незаконной депортации с территории Крымской АССР.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты.
В 2017 году всего по России территориальными органами МВД России принято 304 119 решений о выдаче разрешений на временное проживание, из них в пределах установленной квоты 94 938, в 2016 году было принято 330 872 таких решения, из них в пределах квоты - 112 602.
В разрезе гражданской принадлежности наибольшее количество разрешений на временное проживание получают граждане Украины (более 30%), Казахстана (15%), Таджикистана (14%), Узбекистана (12%), Армении (7,5%), Азербайджана (6,8%), Молдовы (5,6%).
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена возможность получения разрешения на временное проживание без учета квоты для лиц, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации.
В 2017 году данной категории лиц выдано 17 920 разрешений на временное проживание (из них 50% составляют граждане Украины, 15% - граждане Казахстана).
Также без учета квоты в настоящее время предусмотрено получение разрешений на временное проживание иностранными гражданами, которые воссоединяются с близкими родственниками - гражданами Российской Федерации (детьми, родителями).
Число таких лиц, получивших разрешение на временное проживание без учета квоты, составило в 2017 году порядка 30 тыс., то есть 10% от общего числа иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание в указанный период времени.
Законопроектом предлагается установить для упомянутых выше категорий иностранных граждан, получающих разрешение на временное проживание без учета квоты, упрощенный порядок получения вида на жительство без необходимости проживания на территории Российской Федерации по разрешению на временное проживание.
В целях решения поставленных задач, предлагается выдавать разрешение на временное проживание без учета квоты гражданам государства, ранее входившего в состав СССР, окончивших обучение на русском языке по очной или очно-заочной форме в федеральной государственной образовательной организации высшего образования Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Наиболее востребованными специальностями у студентов являются медицинский, экономический, инженерно-технический, гуманитарно-социальный профили.
В настоящее время в России находится порядка 970 тысяч иностранных граждан с юго-востока Украины. В связи с резким ростом количества лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, Правительство Российской Федерации предприняло ряд оперативных мер с целью реагирования на сложившуюся ситуацию и урегулирования их правового положения на территории Российской Федерации. Так, постановлением Правительства от 22 июля 2014 г. N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" был утвержден упрощенный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении на территории России временного убежища указанной категории иностранных граждан.
В то же время не все граждане Украины, получившие временное убежище, в дальнейшем могут урегулировать свое правовое положение на территории Российской Федерации в общем порядке (через получение разрешения на временное проживания, вида на жительства и гражданства Российской Федерации), в том числе в связи с необходимостью получения разрешения на временное проживание в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Вносимые изменения позволят гражданам Украины, которым предоставлено убежище на территории Российской Федерации, реализовать свое право на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, а в дальнейшем приобретение гражданства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) иностранные граждане, осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России (далее - Перечень, квалифицированный специалист), имеют право на упрощенный прием в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания в Российской Федерации по виду на жительство.
При этом для получения вида на жительство квалифицированному специалисту необходимо прожить не менее одного года по разрешению на временное проживание.
Законопроектом предлагается предоставить возможность квалифицированным специалистам, проработав по профессии, включенной в Перечень, шесть месяцев, получать на три года вид на жительство при предоставлении трудового договора с работодателем, при условии в дальнейшем в течение двух лет после получения вида на жительство обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Федеральные законы N 115-ФЗ и N 62-ФЗ предусматривают условие прохождение процедуры отказа от гражданства иностранного государства в случае получения лицами, признанными носителями русского языка, вида на жительство и гражданства Российской Федерации по упрощенной схеме.
Для подачи иностранному гражданину, признанному носителем русского языка, заявления о выдаче вида на жительство, необходимо представить документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающего его обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства иностранного государства. В том случае, если иностранным гражданином не соблюдено условие о подаче по истечении двух лет после получения вида на жительство заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, вид на жительство ему аннулируется.
Законодательством отдельных стран, уведомительная процедура отказа от гражданства иностранного государства не предусмотрена, содержит многоэтапную и (или) длительную процедуру выхода из гражданства.
В настоящее время в практике территориальных органов МВД России участились случаи, когда после принятия решения об аннулировании вида на жительство иностранный гражданин, признанный носителем русского языка, получает справку о выходе из гражданства иностранного государства с одновременным изъятием национального документа, удостоверяющего личность.
В этой связи предлагается положения о трехлетнем сроке действия вида на жительство для носителей русского языка, с невозможностью его дальнейшего продления и последующим аннулированием в случае неподачи заявления о приеме в российское гражданство из Федерального закона N 115-ФЗ исключить.
Предлагаемые преференции позволят для отдельных категорий иностранных граждан упростить процедуру получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, вовлечь в процесс натурализации иностранных граждан, владеющих русским языком и желающих жить и работать в Российской Федерации, способных интегрироваться в российское общество.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.