Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен ФАС России 09.08.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разработан ФАС России в целях реализации мероприятия, предусмотренного абзацем 5 пункта 8 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции в здравоохранении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 N 9-р, предусматривающего установление требования к указанию в документации закупки остаточного срока годности медицинских изделий, выраженного определенным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Реализация данного мероприятия связана с многочисленными нарушениями государственными и муниципальными заказчиками законодательства о закупках и направлена на создание равных условий участия в закупках поставщикам взаимозаменяемых медицинских изделий, имеющих различные номинальные сроки годности, недопущение указания остаточного срока годности медицинских изделий в процентах, увеличение количества участников закупок, повышение эффективности бюджетных расходов.
Участники закупок, предлагающие к поставке взаимозаменяемые медицинские изделия, имеющие различные номинальные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные (дискриминационные) условия.
Так, например, при проведении закупки участником N 1 предложено медицинское изделие с номинальным сроком годности 3 года, участником N 2 - со сроком 2 года, участником N 3 - со сроком 1 год, заказчиком приобретается медицинское изделие для использования в течение 1 календарного года, при этом установлен остаточный срок годности в процентах - 70 % (либо не менее 70 %). Следовательно, для удовлетворения требований заказчика участнику N 1 необходимо поставить медицинское изделие с остаточным сроком годности 2,1 года, участнику N 2 - с остаточным сроком годности 1,4 года, а участнику N 3 - с остаточным сроком годности 0,7 года. Таким образом, участник N 1 вынужден поставлять товар с остаточным сроком годности в 1,5 раза больше остаточного срока годности медицинского изделия участника N 2 и в 3 раза больше остаточного срока годности медицинского изделия участника N 3, что может привести к созданию дискриминационных условий. Вместе с тем в случае, если участник N 1 предложит к поставке медицинское изделие с остаточным сроком годности, например 2 года, то есть 67 % от номинального, то такой поставщик уже не сможет принять участие в закупке, поскольку формально предложит товар, не соответствующий требованиям заказчика (70 %), несмотря на то, что фактически остаточный срок годности (2 года) медицинского изделия участника N 1 значительно превышает остаточный срок годности медицинского изделия участника N 2 (1,4 года) и участника N 3 (0,7 года). В случае, если участник N 2 предложит к поставке медицинское изделие с остаточным сроком годности, например 1,3 года, то есть 65 % от номинального, то такой поставщик также не сможет принять участие в закупке, поскольку формально предложит товар, не соответствующий требованиям заказчика, несмотря на то, что фактически остаточный срок годности (1,3 года) медицинского изделия участника N 2 также обеспечивает потребность заказчика (1 год). Участник N 3 сможет принять участие в закупке даже предложив товар с остаточным сроком годности 0,7 года, то есть 70 % от номинального, несмотря на то, что фактическая потребность заказчика в использовании медицинского изделия в течение 1 года может быть не обеспечена.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риск сокращения количества участников закупки - поставщиков медицинских изделий, и, как следствие, снижает риск ограничения конкуренции между производителями медицинских изделий.
Вместе с тем потребность заказчика должна определятся не процентным отношением остаточного срока годности медицинского изделия к номинальному, а фактическим (абсолютным) значением, обеспечивающим работоспособность (пригодность) медицинского изделия в пределах определенного заказчиком срока.
Правовая конструкция проектируемой нормы соответствует аналогичному требованию к лекарственным препаратам, содержащемуся в подпункте "в" пункта 2 особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта постановления Правительства Российской Федерации
"Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта постановления
Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях описания медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.