Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве""
(подготовлен Росрезервом 06.08.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности использования запасов государственного материального резерва (далее - государственный резерв) и совершенствования системы государственного резерва.
Статья 1 дополнена положениями о предмете регулирования Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон), в связи с чем вносится изменение в название статьи и исключается преамбула.
Из абзаца третьего статьи 1 исключены положения о назначении государственного резерва, дублирующие статью 3 "Назначение государственного резерва". Кроме того, в статье определен статус запасов материальных ценностей мобилизационного резерва, как составной части государственного резерва. В связи с этим целесообразно положение о том, что формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации перенести из статьи 4 "Единая федеральная система государственного резерва Российской Федерации" в статью 1.
Законопроектом предлагается с учетом правоприменительной практики уточнить отдельные термины и определения, а также дополнить новыми терминами, которые используются в действующей редакции Федерального закона (статья 2).
Законопроектом вносится изменение в статью 3 "Назначение государственного резерва". Предлагается законодательно закрепить обеспечение мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения в качестве одного из назначений государственного резерва, что позволит использовать накопленные запасы в мирное время. Учитывая фактор срочности при проведении указанных мероприятий, выпуск материальных ценностей из государственного резерва предлагается осуществлять по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или заместителей Председателя Правительства Российской Федерации с последующим изданием акта Правительства Российской Федерации (пункты 1, 18 статьи 13).
В абзаце пятом статьи 3 Федерального закона исключено положение об оказании государственной поддержки в случае диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке, как относящееся к оказанию регулирующего воздействия на рынок (статья 14 Федерального закона).
Законопроектом предлагается исключить из пункта 1 статьи 11 положение о территориальном размещении организаций, входящих в систему государственного резерва, и строительстве объектов капитального строительства, так как указанные правоотношения регулируются градостроительным и земельным законодательством.
В целях обеспечения количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, реализации единой политики в сфере хранения материальных ценностей Росрезерву предоставляется право согласовывать сроки и условия хранения материальных ценностей мобилизационного резерва, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти - разработчиком мобилизационного плана (п. 3 ст. 11.1).
Законопроектом предлагается урегулировать вопрос установления норм естественной убыли и норм технологических потерь при хранении и транспортировке материальных ценностей в организациях, входящих в систему государственного резерва, и специально предназначенных для хранения материальных ценностей (далее - комбинаты Росрезерва).
При длительном хранении материальных ценностей государственного резерва под воздействием внешней среды и вследствие определенных физико-химических свойств материальных ценностей образуется естественная убыль.
Кроме того, при проведении операций по приемке, отпуску и внутрибазовой транспортировке материальных ценностей государственного материального резерва образуются технологические потери, не относящиеся к естественной убыли.
Вместе с тем, комбинаты Росрезерва не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль (статья 8 Федерального закона), в связи с чем положения Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 254) и постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" в отношении материальных ценностей государственного резерва не применяются.
В целях устранения данного правового пробела предлагается полномочия по установлению норм естественной убыли и технологических потерь при хранении и транспортировке материальных ценностей государственного резерва, а также порядок их применения возложить на Росрезерв (пункт 5 статьи 11.1 законопроекта).
В статье 13 предлагается исключить из оснований выпуска материальных ценностей государственного резерва выпуск в порядке заимствования, так как заимствование является не основанием, а формой выпуска.
Учитывая особый состав запасов и назначение материальных ценностей мобилизационного резерва предлагается установить запрет на их выпуск в заимствование (пункты 3 и 4 статьи 13 законопроекта).
Предлагается законодательно закрепить обязанность ответственных хранителей обеспечить сохранность разбронированных материальных ценностей государственного резерва до их выпуска из государственного резерва и установить запрет на их освежение и замену (пункты 2 и 9 статьи 13 законопроекта).
Новеллой законопроекта является законодательное закрепление возможности выпуска материальных ценностей государственного резерва для обеспечения мероприятий по проверке состояния мобилизационной готовности (пункты 1 и 18 статьи 13).
В целях повышения эффективности использования запасов государственного резерва и средств федерального бюджета законопроектом предлагается предусмотреть, что выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием осуществляется в форме передачи на возмездной основе:
федеральным органам исполнительной власти, имеющим в своем составе войска, воинские формирования и органы, организациям оборонно-промышленного комплекса для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;
ответственным хранителям материальных ценностей государственного резерва для использования в производственно-хозяйственной деятельности;
организациям, входящим в систему государственного резерва и специально предназначенным для хранения материальных ценностей государственного резерва, для обеспечения обслуживания запасов материальных ценностей, эксплуатации и ремонта основных фондов.
Передачу материальных ценностей указанным органам и организациям предлагается осуществлять по их обращениям на основании акта Правительства Российской Федерации с оформлением договора между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальным органом и получателем материальных ценностей (пункт 15 статьи 13).
Выпуск невостребованных для вышеуказанных целей материальных ценностей будет осуществляться в форме реализации (продажи) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 13).
Уточняются формы обеспечения обязательства получателя (заемщика) по возврату материальных ценностей в государственный резерв (пункт 8 статьи 13 законопроекта).
С учетом правоприменительной практики предлагается увеличить срок заимствования материальных ценностей (кроме мобилизационного резерва и неснижаемого запаса) по решению руководителя Росрезерва с шести месяцев до одного года (пункт 4 статьи 13 законопроекта).
Законопроектом предусматриваются редакционные изменения в статьях 3, 4 (пункты 1, 2, 6), 5, 9 (пункты 1, 2), 11 (пункты 2, 3, 4, 6, 7), 11.1 (пункт 1), 13 (пункты 1, 2, 10, 11, 13, 15).
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.