Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений""
(подготовлен Минпромторгом России 08.08.2018 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" разработан во исполнение Плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (пункты 01.01.007.003.001 - 01.01.007.003.004) утвержденный Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. N 2).
Изменения вносятся в статьи 9, 12, 13, 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и направлены на создание на законодательном уровне в рамках системы обеспечения единства измерений благоприятных условий для реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Термин "цифровая экономика", как правило, подразумевает экономическую деятельность с использованием цифровых информационных технологий. Данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, улучшает качество жизни граждан, условия ведения предпринимательской деятельности и, в конечном итоге, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Цифровая экономика подразумевает цифровую трансформацию системы обеспечения единства измерений. Это связано с реализацией в промышленности новых технологических возможностей: машинное обучение и искусственный интеллект; обработка сверхбольших объемов данных, обработка неструктурированных данных, обработка данных в реальном времени; предиктивное управление; дешевые датчики и исполнительные механизмы; системы управления в реальном времени; дополненная и виртуальная реальность и т.д. и вытекающими отсюда новыми требованиями к системе обеспечения единства измерений.
Производство с использованием цифровых технологий подразумевает управление в реальном времени с индивидуальным подходом к каждому из множества управляемых объектов (даже если объектов сотни тысяч или миллионы) с учетом всего многообразия влияющих на каждый объект факторов (даже если факторов тысячи или десятки тысяч для каждого объекта) на основе прогнозирования потребностей в условиях изменяющихся внешних факторов и поведения объектов. Это означает, что развитие системы обеспечения единства измерений Российской Федерации в интересах цифровой экономики должно основываться на опережающем знании потребностей в измерениях и скоординированной деятельности по разработке и производству измерительной техники в интересах всех отраслей экономики. Поэтому актуальными для системы обеспечения единства измерений Российской Федерации являются задачи:
мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества. Результаты решения данной задачи имеют важное значение для развития экономики в целом и должны быть доступны широкому кругу юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим необходимо внесение сведений о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее - ФИФ);
межведомственной координации деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации. Данная деятельность необходима с точки зрения своевременного и бесперебойного удовлетворения потребностей всех отраслей экономики в средствах измерений (например, интеллектуальных датчиках) и является ключевым условием цифровизации производства за счет внедрения промышленного Интернета вещей.
На текущий момент эти важные для цифровой экономики государственные задачи законодательно не закреплены за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. Поэтому предложено внести соответствующие изменения в статьи 20 и 21.
Важным элементом цифровой трансформации системы обеспечения единства измерений является введение электронного документооборота, существенно повышающего эффективность взаимодействия различных субъектов в цифровой среде. Электронный документооборот критичен для таких непосредственно связанных с производством, торговлей, предоставлением медицинских услуг и т.д. процедур, как утверждение типа средств измерений (типа стандартных образцов) и поверка средств измерений. Данные процедуры определяют законность применения тех или иных средств измерений (стандартных образцов) в сфере государственного регулирования.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении их типа, а результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Сведения о результатах выполнения (оказания) работ (услуг) по утверждению типа и поверке передаются в ФИФ. При этом записи в ФИФ носят чисто информационный характер и не являются юридически значимыми. Поэтому, например, органы федерального государственного метрологического надзора не могут использовать ссылки на эти сведения в своей доказательной базе, а юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут использовать их в качестве подтверждения того, что применяемое ими средство измерений является средством измерений утвержденного типа и соответствует метрологическим требованиям. В распоряжении государства находятся огромные массивы информации в области обеспечения единства измерений, которые имеют ограниченную практическую ценность.
Поэтому программой "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрен переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений (стандартных образцов) и поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы. Применительно к электронной регистрации сведений о результатах поверки средств измерений необходима однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений. Соответствующие изменения предлагается внести в статьи 9, 12 и 13.
Цифровая трансформация в области обеспечения единства измерений неизбежно приводит к созданию пространственно-распределенных измерительных систем, имеющих в своем составе большое количество интеллектуальных датчиков и облачные структуры для хранения и обработки данных, "цифровых" двойников средств измерений для включения их в автоматизированные системы управления технологическими процессами, "цифровых" двойников эталонов для проведения дистанционной поверки (калибровки) и т.д. Все это в совокупности влечет за собой необходимость разработки новых требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, задаваемым в нормативных правовых актах Российской Федерации, а, следовательно, проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы. С учетом значимости объекта метрологической экспертизы, а также практики применения действующего Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", показавшей неприменимость других форм финансирования метрологической экспертизы нормативных правовых актов, предлагается проводить обязательную экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений за счет средств федерального бюджета. Поэтому предлагается внести соответствующие изменения в статьи 25 и 26.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" потребует внесения изменений в Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, утвержденный приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. N 1081, Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденный приказом Минпромторга России от 25 июня 2013 г. N 970, Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденный приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 г. N 1815.
Указанные изменения направлены на:
закрепление за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, задач, результаты решения которых непосредственно влияют на успешность цифровой трансформации экономики и системы обеспечения единства измерений;
переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений (стандартных образцов) и поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы;
переход к финансированию обязательной экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений за счет средств федерального бюджета и являются необходимыми в условиях перехода к цифровой экономике.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.