Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 24.08.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 11 июля 2017 г. N ИШ-П4-4485 в целях привлечения в Российскую Федерацию лиц трудоспособного возраста, устранения противоречий и неопределенности в толковании отдельных положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ), а также направлен на законодательное совершенствование регламентации института российского гражданства.
Согласно пункту "в" части второй статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранный гражданин), проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (далее - заявление) без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона N 62-ФЗ, если указанные иностранные граждане являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Таким образом, на основании данной нормы гражданство Российской Федерации не могут приобрести родители, находящиеся в трудоспособном возрасте, имеющие дееспособных детей - граждан Российской Федерации.
В целях привлечения в экономику Российской Федерации дополнительных трудовых ресурсов законопроектом предлагается внести изменения в пункт "в" части второй статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ, сняв ограничения по нетрудоспособности для упомянутой категории соискателей российского гражданства.
Одновременно согласно части шестой статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 Федерального закона N 62-ФЗ, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами, по заявлению родителя, опекуна или попечителя, руководителя российской организации, в которую помещен ребенок либо недееспособное лицо, - граждан Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью четвертой статьи 35 Федерального закона N 62-ФЗ рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (далее - решение) осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
В силу диспозиции упомянутой нормы Федерального закона N 62-ФЗ в действующей редакции в гражданство Российской Федерации принимается ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. С учетом сроков рассмотрения заявления, предусмотренных Федеральным законом N 62-ФЗ, на дату принятия территориальным органом МВД России решения зачастую ребенок достигает восемнадцати лет и утрачивает основания для приема его в российское гражданство. В данной ситуации диспозиция указанной нормы Федерального закона N 62-ФЗ не позволяет отказать в приеме заявления родителя о приобретении его ребенком российского гражданства и принять по нему решение.
В этой связи законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений, касающихся корректировки положений части шестой статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ, которые позволят принимать решения о приобретении российского гражданства по заявлениям законных представителей в отношении детей, достигших совершеннолетия в период рассмотрения таких заявлений.
Согласно пункту "а" части второй статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона N 62-ФЗ, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.
При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации до подачи заявления о приеме в российское гражданство указанная категория лиц должна оформить вид на жительство в Российской Федерации, прожив до его получения в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что установлено пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В целях упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации уроженцев РСФСР, имевших гражданство бывшего СССР, у которых усматривается устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, законопроектом предусмотрено, что данная категория лиц в случае наличия разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство в Российской Федерации, будет приниматься в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона N 62-ФЗ. Таким образом срок приобретения гражданства Российской Федерации сократится с 1 года 8 месяцев до 8 месяцев и соискатели российского гражданства смогут обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации при наличии разрешения на временное проживание в Российской Федерации, минуя стадию оформления вида на жительство в Российской Федерации.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание МВД России.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" позволит привлечь в экономику Российской Федерации дополнительные трудовые ресурсы, установить возможность детям, в отношении которых приняты заявления от законных представителей, быть принятыми в гражданство Российской Федерации даже в случае, если в период рассмотрения заявления они достигли совершеннолетия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.