Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики""
(подготовлен Минэнерго России 24.08.2018 г.)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", поручениями Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 30 (пункты 2, 3 раздела I), от 22 мая 2018 г. N ДМ-П13-2858 (пункт 4), от 28 июня 2018 г. N ДК-П9-111пр (пункт 4), от 28 июня 2018 г. N ДК-П9-114пр (пункт 3) Минэнерго России подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - проект постановления, государственная программа) в целях приведения государственной программы в соответствие с параметрами проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В государственной программе ресурсное обеспечение приведено в соответствие с доведенными 22 июня 2018 г. Минфином России базовыми объемами бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, таким образом, утверждение проекта постановления не окажет влияния на доходы или расходы бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию, не требуется.
В соответствии с доведенными базовыми объемами предусмотрено сокращение расходов государственной программы на 2019 и 2020 годы на 0,5% относительно бюджетных ассигнований, запланированных действующей редакцией государственной программы, а именно:
на 2019 год предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований до 13 339 972,5 тыс. рублей (на 66 923,8 тыс. рублей (- 0,5 %) относительно объема бюджетных ассигнований, предусмотренных утвержденной государственной программой);
на 2020 год предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований до 15 087 519,7 тыс. рублей (на 67 460,7 тыс. рублей (-0,4 %) относительно объема бюджетных ассигнований, предусмотренных утвержденной государственной программой).
В рамках государственной программы финансовое обеспечение из средств федерального бюджета на 2019 и 2020 годы предусмотрено на 6 основных мероприятий.
В части ресурсного обеспечения государственной программы предусмотрено:
1. Перераспределение финансирования по основному мероприятию 1.3 "Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности" подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на аналогичное основное мероприятие в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, для выполнения передаваемых полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N ДК-П9-111пр.
2. Сохранение финансирования по основному мероприятию 2.2 "Модернизация и новое строительство электросетевых объектов", направленному на предоставление бюджетных инвестиций иным юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ (ПАО "РусГидро") на реализацию проекта "Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек - Билибино. 1 этап строительства", и основному мероприятию 2.6. "Возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением экономически не обоснованных тарифных решений", направленному на возмещение территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, недополученных доходов, вызванных установлением экономически не обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в связи с ограничением роста цен (тарифов) на электрическую энергию (услуги по ее передаче) для конечных потребителей, подпрограммы 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики".
3. Увеличение финансирования (+485,7 тыс. рублей) по основному мероприятию 5.7 "Реструктуризация угольной промышленности" подпрограммы 5 "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности", обусловленное индексацией фонда оплаты труда подведомственных учреждений.
В рамках указанного основного мероприятия расходы направлены на:
технические работы по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях угольной промышленности;
реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (содействие гражданам, проживающим в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, в переселении из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности жителей, с подработанных территорий; мероприятия по переселению граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах Ростовской области (поручения Президента Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. N Пр-2251 и от 25 августа 2016 г. N Пр-1694));
дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделений военизированных аварийно-спасательных частей и шахтерских организаций;
предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ФГБУ "ГУРШ" и ФГБУ "Соцуголь".
4. Перераспределение финансирования по основному мероприятию 6.2 "Государственная поддержка технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии" подпрограммы 6 "Развитие использования возобновляемых источников энергии", направленного на создание инфраструктурных условий развития использования возобновляемых источников энергии (субсидии юридическим лицам), в рамках приоритизации основных мероприятий государственной программы.
5. Увеличение финансирования (+25 565,6 тыс. рублей) основных мероприятий 7.2 "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса", 7.3 "Реализация функций аппарата ответственного исполнителя Программы" и 7.4 "Развитие международного сотрудничества" подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", обусловленное общими подходами по формированию проекта федерального бюджета, а именно индексацией фонда оплаты труда, а также перераспределением средств других подпрограмм на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливно-энергетическом комплексе.
В рамках указанных мероприятий расходы направлены на:
техническое и аналитическое сопровождение и информационную поддержку государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса;
обеспечение эффективного выполнения полномочий и функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы;
обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации (взносы в международные организации; безвозмездные перечисления субъектам международного права).
В части изменения структуры государственной программы предусмотрено:
1. Завершение 2 августа 2018 г. реализации подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" и соответствующих основных мероприятий в связи с передачей в Минэкономразвития России полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N ДК-П9-111пр и включением указанной подпрограммы в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
2. Объединение основных мероприятий 4.2 "Реализация проектов по реконструкции существующих и строительству новых мощностей транспортировки газа" и 4.3 "Расширение действующих и строительство новых подземных хранилищ газа" в одно основное мероприятие "Развитие и модернизация газотранспортной системы", а также объединение основных мероприятий 4.4 "Создание системы сбыта сжиженного природного газа" и 4.5 "Разработка и внедрение новых отечественных технологий производства сжиженного природного газа" в одно мероприятие "Развитие производства и расширение рынков сбыта сжиженного природного газа" в целях укрупнения однонаправленных основных мероприятий.
3. Включение нового основного мероприятия 7.6 "Реализация национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" в целях создания условий для реализации пилотных проектов, предусмотренных дорожной картой "Энерджинет" Национальной технологической инициативы.
4. Включение нового основного мероприятия 7.В1 "Ведомственный проект "Цифровая энергетика" в целях выполнения задач, поставленных в подпункте "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике (в сфере энергетики).
5. Включение новой подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" с новыми участниками, соответствующими основными мероприятиями в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N ДК-П9-114пр с одновременным исключением основного мероприятия 4.7 "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива".
В части изменения значений показателей (индикаторов) государственной программы и соответствующих ожидаемых результатов реализации подпрограмм и государственной программы в целом предусмотрено:
1. Значения основных показателей государственной программы "добыча нефти, включая газовый конденсат", "добыча газа природного и попутного", "добыча угля" приведены в соответствие с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период до 2024 года.
2. Корректировка всех значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", а также исключение показателя "снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации за счет реализации мероприятий Программы (к 2007 году)" обусловлены завершением реализации подпрограммы 30 июня 2018 г.
3. Корректировка значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики":
"ввод генерирующих мощностей на территории Дальневосточного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1564" в 2019 году обусловлена изменением проектной документации по строительству ТЭЦ в г. Советская Гавань с увеличением мощности с 120 до 126 МВт;
"удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью 25 МВт и более (пропорциональный метод разделения топлива)" обусловлена фактически достигнутыми значениями показателя в предыдущих периодах;
"соотношение необходимой валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, рассчитываемой по утвержденным тарифам без учета расходов на покупку потерь и с учетом предоставленной субсидии, к необходимой валовой выручке от оказания услуг по передаче электрической энергии, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам без учета расходов на покупку потерь" обусловлена внесением изменением в правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня.
4. Корректировка значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 3 "Развитие нефтяной отрасли":
"глубина переработки нефтяного сырья", "доля моторных топлив экологического класса 5 в общем объеме производства", "выработка моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей) на нефтеперерабатывающих заводах Дальневосточного федерального округа" и "объем выработки моторных топлив на одного занятого в отрасли" обусловлена вводом в эксплуатацию установок вторичной переработки нефтяного сырья в результате строительства, модернизации и реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий по программе реализации четырехсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом;
"количество модернизированных установок вторичной переработки нефти в год" обусловлена переносом сроков ввода в эксплуатацию на последующие периоды в связи со снижением объема инвестиций в модернизацию из-за изменения мировых котировок на нефть и нефтепродукты, а также макроэкономических показателей экономики Российской Федерации;
"грузооборот нефти по магистральным трубопроводам", "грузооборот нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", "удельный расход электроэнергии на транспортировку нефти (тыс. т. км) в сопоставимых условиях" и "удельный расход электроэнергии на транспортировку нефтепродуктов (тыс. т. км) в сопоставимых условиях" обусловлена пересмотром со стороны потребителей услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, заявленных (планируемых) объемов сдачи нефти и нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов.
5. Корректировка значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 4 "Развитие газовой отрасли":
"ввод новых месторождений в разработку, нарастающим итогом" обусловлена переносом нефтегазовыми компаниями сроков реализации инвестиционных проектов по разработке месторождений природного газа на востоке страны на более поздний срок в связи со сложившейся геополитической и экономической ситуацией в стране в условиях технологических и финансовых санкций;
"уровень газификации потребителей Дальневосточного федерального округа природным газом" обусловлена уменьшением плановых значений дальнейшей газификации Камчатского края в связи с сокращением объемов ресурсного обеспечения природным газом потребителей Камчатского края со стороны ПАО "Газпром", а также изменением планов Правительства Камчатского края по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
6. Изменение значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 5 "Реструктуризация и модернизация угольной и торфяной промышленности":
"объем добычи угля на одного занятого в отрасли" обусловлено замедленным темпом снижения численности работников с учетом кадровой политики, проводимой угольными компаниями по недопущению социальной напряженности в угольных регионах, в том числе шахтерских моногородах;
"удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу на одну тонну добычи" обусловлено фактически достигнутыми значениями показателей в угольной промышленности за предыдущие периоды;
"доля обогащаемого каменного энергетического угля в общем объеме его добычи" обусловлено опережающими темпами объемов добычи при наличии дефицита финансовых средств на ввод обогатительных мощностей угольными компаниями;
"темп роста добычи угля в Дальневосточном федеральном округе к уровню добычи 2012 года" обусловлено переносом сроков ввода новых объектов угледобычи угольными компаниями;
"поставка угля на внутренний рынок" обусловлено конкуренцией угля с газом и планами энергетических компаний по переводу угольной генерации на газ;
"поставка угля на внешний рынок" обусловлено фактически достигнутыми значениями показателя по экспорту в угольной промышленности, который является драйвером развития угольной промышленности в настоящее время и на ближайшую перспективу;
"добыча торфа" обусловлено сложившейся длительной тенденцией снижения добычи торфа ввиду конкуренции с другими видами топлива и с учетом итогов работы торфопредприятий за текущий период 2018 года;
"количество семей, переселенных из ветхого жилья в рамках завершения реструктуризации угольной промышленности" обусловлено изменением рыночной стоимости квадратного метра в разных субъектах Российской Федерации, а также изменением численности семей по представлению Администраций муниципальных образований;
"количество выданных страховых полисов на дополнительное пенсионное обеспечение" обусловлено изменением возрастной категории получателей в результате естественной убыли численности получателей;
"реальная среднемесячная заработная плата одного работника с учетом индекса потребительских цен к 2012 году" обусловлено кадровой политикой, проводимой угольными компаниями по недопущению социальной напряженности в угольных регионах.
7. Изменение значения целевого показателя (индикатора) "объем внутренних затрат на исследования и разработки компаний ТЭК с государственным участием, реализующих программы инновационного развития (без учета бюджетных средств, используемых для проведения исследований и разработок)" подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" обусловлено текущими макроэкономическими тенденциями и фактически достигнутыми результатами.
8. Дополнение новыми показателями (индикаторами) "количество одобренных проектов Национальной технологической инициативы "Энерджинет" (нарастающим итогом)", "количество пилотных проектов, реализованных в рамках цифровой трансформации энергетики", "снижение фактических сроков технологического присоединения к сетям газораспределения от текущего показателя посредством внедрения цифровых технологий" и "снижение фактических сроков технологического присоединения к электрическим сетям от текущего показателя посредством внедрения цифровых технологий", взаимоувязанными с основными мероприятиями 7.6 "Реализация национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" и 7.В1 "Ведомственный проект "Цифровая энергетика".
9. Дополнение новыми показателями "объем потребления природного газа в качестве моторного топлива", "количество объектов газозаправочной инфраструктуры", "количество транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в том числе автотранспортных средств, железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной техники и карьерной техники" и "объем производства транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в том числе автотранспортных средств, железнодорожного транспорта, судов (речных и морских), сельскохозяйственной техники и карьерной техники", взаимоувязанными с основными мероприятиями подпрограммы 8 "Развитие ранка газомоторного топлива" и направленными на поэтапный переход транспортных средств и техники специального назначения на потребление природного газа в качестве моторного топлива.
Проектом постановления предусмотрена корректировка разделов, содержащих приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса на приоритетных территориях в рамках государственной программы (далее - разделы), в соответствии с требованиями к структуре разделов по опережающему развитию приоритетных территорий и форме предоставления сводной информации по опережающему развитию приоритетных территорий в государственных программах Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минвостокразвития России и Минкавказа России от 15 августа 2017 г. N 412/127н/243/115, в части:
дополнения соответствующих приложений фактическими значениями показателей (индикаторов) государственной программы на приоритетных территориях за 2017 год, а также их уточнение на 2018-2020 годы;
дополнения новыми показателями, направленных на развитие рынка газомоторного топлива;
дополнения соответствующих приложений фактическими объемами ресурсном обеспечении мероприятий, реализуемых на приоритетных территориях за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и компаний с государственным участием за 2017 год, а также уточнением прогнозной (справочной) оценке таких объемов на 2018-2020 годы на основе писем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций топливно-энергетического комплекса с государственным участием соответственно.
Одновременно с этим, проект постановления содержит иные изменения, обусловленные требованиями Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
С учетом срока окончания реализации государственной программы проектом постановления предлагается к утверждению план реализации государственной программы на 2019 и 2020 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.