Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за соблюдением законодательства об осуществлении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 28.08.2018 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования контроля за соблюдением законодательства об осуществлении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 27, ст. 3436; 2012, N 18, ст. 2130; 2013, N 19, ст. 2330; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 45, ст. 6208; 2016, N 1, ст. 80; N 27, ст. 4208; 2018, N 15, ст. 2034) изменение, дополнив ее частью 1.6 следующего содержания:
"В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предназначенное для осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", иностранные инвесторы могут быть концессионерами по таким концессионным соглашениям только при наличии решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации о согласовании приобретения указанными лицами прав по концессионному соглашению, принятому в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и при условии, что настоящим Федеральным законом не установлен запрет на приобретение прав концессионера для таких иностранных инвесторов.
Для целей применения настоящего Федерального закона иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; N 27, ст. 3880; 2011, N 47, ст. 6612; 2014, N 45, ст. 6153; 2017, N 27, ст. 3952; N 30, ст. 4445) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. Положения настоящего Федерального закона применяются также в случаях, предусмотренных иными федеральными законами и распространяются также на случаи осуществления иностранных инвестиций в отношении российских юридических лиц, не являющихся хозяйственными обществами, но осуществляющие виды деятельности, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.";
2) пункт 2 части 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"В целях настоящего Федерального закона хозяйственными обществами признаются также юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, созданными в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.";
3) наименование статьи 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Порядок проверки хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, при рассмотрении ходатайств";
4) в статье 13:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:
1) запрашивает и получает указанные в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона документы и сведения;
2) проводит проверку соблюдения законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, а также выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
3) обращается в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
4) обращается в суд с исками и заявлениями о нарушении законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации;
5) осуществляет в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях и привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации;
6) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, устанавливающие, в том числе порядок проведения плановых и внеплановых проверок;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе определения факта установления иностранным инвестором, иностранными инвесторами или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, с нарушением требований или порядка, установленных настоящим Федеральным законом, а также контроля выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона (далее - проверяемые лица), уполномоченный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном статьей 14.1 настоящего Федерального закона.";
5) дополнить статьями 14.1 - 14.6 следующего содержания:
"Статья 14.1. Проведение проверок уполномоченным органом
1. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
2. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) принятия в отношении проверяемых лиц Комиссией решения, указанного в пунктах 1 или 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
2) окончания проведения уполномоченным органом последней плановой проверки проверяемых лиц.
3. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе признаки установления иностранным инвестором, иностранными инвесторами или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, с нарушением требований или порядка, установленных настоящим Федеральным законом, а также невыполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки, нарушения законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе признаки установления иностранным инвестором, иностранными инвесторами или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, с нарушением требований или порядка, установленных настоящим Федеральным законом, а также невыполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
3) истечение срока исполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;
4) поручения (указания) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение уполномоченным органом признаков нарушения законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе признаков установления иностранным инвестором, иностранными инвесторами или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, с нарушением требований или порядка, установленных настоящим Федеральным законом, а также невыполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
4. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем уполномоченного органа.
5. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации.
6. В рамках проведения проверки уполномоченный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемых лиц, в том числе филиалов и представительств.
7. О проведении плановой проверки проверяемые лица уведомляются не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Предварительное уведомление проверяемых лиц о начале проведения внеплановой проверки не допускается.
8. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
9. Результаты плановых и внеплановых проверок уполномоченного органа могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 настоящего Федерального закона судебным искам.";
6) в статье 15:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если сделка, в результате совершения которой установлен контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, совершена без учета требований настоящего Федерального закона и к указанной сделке невозможно применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также в случае, если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона, суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и о принудительной продаже акций (долей) и (или) имущества хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, принадлежащих такому иностранному инвестору или группе лиц на основании указанной сделки.";
б) дополнить частями 2.1 - 2.2 следующего содержания:
"2.1. В случае лишения иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, принадлежащие иностранному инвестору или группе лиц голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества.
2.2. Права на акции (доли), имущество хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, подлежащие принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона. Аукционы по продаже прав на указанное имущество проводятся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До установления Правительством Российской Федерации такого порядка аукционы по продаже прав на указанные акции (доли), имущество проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При проведении аукционов по продаже прав на указанные акции (доли), имущество должно быть обеспечено соблюдение требований настоящего Федерального закона лицами, которые в результате проведения данных аукционов приобретают права на продаваемые акции (доли), имущество. С этой целью обязательным условием участия в аукционе по продаже прав на указанное имущество является наличие решения Комиссии о согласовании приобретения соответствующим лицом продаваемых акций (долей), имущества в случае, если такие сделки подлежат согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом.";
в) часть 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"При этом акции (доли) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в указанном объеме подлежат принудительной продаже на основании судебного решения, вынесенного по иску уполномоченного органа, в порядке, предусмотренном частью 2.2 настоящей статьи.".
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.