Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов с государственной поддержкой"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.08.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов с государственной поддержкой" (далее соответственно - проект постановления, методика) разработан во исполнение пункта 2.1.2 плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. 21 июля 2018 г. N ДМ-П13-4513.
Разработка методики обусловлена отсутствием единых системных подходов к комплексному анализу социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов в целях принятия решения о возможных формах и объемах предоставления таким проектам различных мер государственной поддержки.
Предлагаемая методика устанавливает порядок оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства, реконструкции (далее - создание) и эксплуатации инфраструктурных объектов в сфере транспорта, планируемых к реализации с привлечением бюджетных средств и государственных гарантий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также предоставлением налоговых льгот (далее соответственно - инфраструктурные проекты, государственная поддержка).
Результатом оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурного проекта является количественная оценка следующих показателей:
1) прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации в результате реализации инфраструктурного проекта (экономический эффект);
2) чистые поступления в бюджетную систему Российской Федерации в связи с реализацией инфраструктурного проекта (бюджетный эффект).
Прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации в результате реализации инфраструктурного проекта определяется на основе прироста валовой добавленной стоимости, генерируемой смежными отраслями экономики,и поступлений чистых налогов на продукты и импорт в связи с созданием и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры, а также монетизации эффектов экономии времени в пути и повышения безопасности транспортировки грузов и пассажиров в результате реализации инфраструктурного проекта.
Прирост валовой добавленной стоимости, генерируемой смежными отраслями экономики в связи с созданием и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры, определяется с использованием таблиц "затраты-выпуск" межотраслевого баланса, подготавливаемых Минэкономразвития России, гармонизированных с прогнозом социально-экономическим развития Российской Федерации, как сумма валовой добавленной стоимости следующих отраслей:
отраслей, выпускающих продукцию (товары, работы, услуги), приобретаемую для реализации инфраструктурного проекта;
отраслей, выпускающих продукцию, необходимую для производства продукции, потребляемой при реализации инфраструктурного проекта;
отраслей торговли и транспорта, обеспечивающих поставку продукции, потребляемой при реализации инфраструктурного проекта.
Для расчета прироста валовой добавленной стоимости производится корректировка стоимости приобретенной продукции на стоимость импорта, а также торгово-транспортных наценок.
В целях определения потенциальных эффектов от создания объектов транспортной инфраструктуры приводится алгоритм расчета монетизации экономии времени и повышения безопасности транспортировки грузов и пассажиров в результате реализации инфраструктурного проекта.
При монетизации экономии времени в пути пассажиров предполагается,что часть высвобожденного времени будет использовано для осуществления экономической деятельности. В свою очередь, эффект от экономии времени нахождения грузов в пути основывается на ускорении оборачиваемости оборотного капитала и снижении расходов на его обслуживание в результате реализации инфраструктурного проекта.
Монетизация эффекта повышения безопасности пассажиров основывается на ОДМ 218.4.005-2010 (Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах), изданного на основании распоряжения Росавтодора от 12 января 2011г. N 13-р. В соответствии с указанными рекомендациями проводится сравнение аварийности на строящемся (реконструируемом) и альтернативном (существующем) участках пути. На основе полученных данных,а также данных по составу дорожно-транспортных происшествий для конкретного региона рассчитывается эффект в виде сокращения количества пострадавших. Экономический эффект рассчитывается на базе средней заработной платы для региона реализации проекта, а также количества месяцев утраченной трудоспособности.
Чистые поступления в бюджетную систему Российской Федерации в связи с реализацией инфраструктурного проекта рассчитываются на основе прогнозируемых налоговых и иных обязательных отчислений, скорректированных на налоговые льготы и бюджетные расходы.
Налоговые и иные обязательные отчисления складываются из отчислений, осуществляемых инициатором инфраструктурного проекта, а также из отчислений, возникающих в смежных отраслях экономики в связи с реализацией инфраструктурного проекта. В методике приводится подход к расчету эффекта на следующие налоги и обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, страховые взносы,а также налоги на продукты и импорт.
Размер налоговых льгот определяется на основе данных, предоставляемых заявителем.
Бюджетные расходы разделяются на фиксированные расходы, в том числе субсидии и бюджетные инвестиции, а также на обусловленные бюджетные расходы в виде обязательств по обеспечению минимального дохода в связи с реализацией инфраструктурного проекта и государственных гарантий, предоставляемых инициатору проекта.
В результате применения данной методики для каждого инфраструктурного проекта будет возможно рассчитать социально-экономический эффект от его реализации, в частности, эффект на прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации, а также бюджетный эффект. Данный инструментарий позволит полноценно оценить эффективность инфраструктурных проектов, а также позволит ранжировать такие проекты, опираясь на единую базу расчета.
Решения, предлагаемые проектом постановления, не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не влекут дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.