Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(подготовлен Росархивом 05.09.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" направлен на устранение нормативной коллизии, выявленной в ходе проведения мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.
Действующая редакция п. 4 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) устанавливает, что не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией. При этом, понятие "открытые фонды" ни в Законе об информации, ни в иных федеральных законах не определено, что не позволяет однозначно установить перечень относящейся к ним документированной информации.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 4 Закона об информации, порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации. Данная норма, являясь отсылочной, нашла свое развитие в Федеральном законе от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". В частности, вопросы ограничения доступа к архивным документам отражены в ст.ст. 25 - 26 указанного Закона. В качестве критериев, позволяющих ограничить доступ к архивным документам, указаны как наличие в таких документах сведений, составляющих охраняемую законом тайну или создающих угрозу для безопасности граждан, так и неудовлетворительное физическое состояние документов.
Таким образом, с одной стороны, в Законе об информации и Законе об архивном деле присутствуют нормы, которые позволяют однозначно установить наличие либо отсутствие ограничений на доступ к тем или иным архивным документам. С другой стороны, п. 4 ч. 4 ст. 8 Закона об информации запрещает ограничивать доступ к документированной информации, накапливаемой в открытых фондах архивов, при этом критерии отнесении документов к таким фондам не определены.
Указанная нормативная коллизия создает предпосылки для злоупотребления правом, что, в том числе, может привести к возникновению угрозы информационной безопасности Российской Федерации.
Законопроектом предлагается урегулировать выявленную нормативную коллизию путем исключения из п. 4 ч. 4 ст. 8 Закона об информации запрета на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов с одновременным указанием критериев отнесения информации, содержащейся в архивных документах, к информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.